PHNjcmlwdCBkYXRhLW91dHN0cmVhbS1pZD0iMTMxOSIgZGF0YS1vdXRzdHJlYW0tZm9ybWF0PSJmdWxsc2NyZWVuIiBkYXRhLW91dHN0cmVhbS1zaXRlX2lkPSJGYWt0eV9GdWxsc2NyZWVuIiBkYXRhLW91dHN0cmVhbS1jb250ZW50X2lkPSJmYWt0eS5pY3R2LnVhIiBzcmM9Ii8vcGxheWVyLmFkdGVsbGlnZW50LmNvbS9vdXRzdHJlYW0tdW5pdC8yLjExL291dHN0cmVhbS11bml0Lm1pbi5qcyI+PC9zY3JpcHQ+

УПЦ опровергла, что не проводит богослужения на украинском языке

Языковая ситуация – среди вопросов, которые больше всего беспокоят украинцев, так как является важной составляющей широкой проблемы украинской идентичности.

Языковая ситуация – среди вопросов, которые больше всего беспокоят украинцев, так как является важной составляющей широкой проблемы украинской идентичности.

В этом контексте язык церковных богослужений также находится на острие общественного мнения.

Накануне Дня Соборности Украины сайт Факты ICTV попросил главу Синодального информационного отдела УПЦ епископа Климента рассказать о том, какое место занимает украинский язык в жизни церкви и как он используется в богослужениях, пожертвует ли УПЦ консервативностью и начнет процесс украинизации богослужений.

Есть ли в Украине храмы Украинской Православной Церкви, в которых проводятся богослужения на украинском языке? На каком языке сейчас совершаются богослужения?

Украинская Православная Церковь очень большая и разнообразная. Это отражается и в ее богослужебных традициях и, в том числе, в богослужебном языке. Есть немало ее приходов, в которых совершается богослужение на украинском языке. В этом оказался свободный выбор людей, которые составляют приход. У нас есть достаточно много храмов, где богослужение совершается на румынском. На Закарпатье традиционно на протяжении веков служба Божья совершается на церковнославянском, но с особым присущим этому региону диалектом.

Я убежден, что невозможно силой заставить человека молиться на каком-либо языке. То, что сегодня подавляющее большинство наших приходов совершают богослужения на церковнославянском языке, это не какое-то указание, а сознательный выбор людей. И причины этого имеют глубокие религиозно-культурные корни. Особенно это касается Западного региона, где религиозные традиции непрерывно сохранялись веками.

Еще в 90-х годах Блаженнейший митрополит Владимир рекомендовал решать языковой вопрос в приходах по принципу – как желает 2/3 прихожан. С тех пор в Киеве возник один небольшой приход, где часть богослужения происходила на украинском языке. Несколько лет назад духовенство еще одного столичного прихода ввело в своем храме такие службы. Но я бы не сказал, что этот храм заполнен.

Поэтому, что касается языка, как говорят: верующие “голосуют ногами”. Это означает, что для подавляющего большинства верующих людей, которые посещают храмы, церковнославянский язык не является чужим. Там, где большинство верующих хотела молиться на украинском – там и молятся. Никакой проблемы с этим никогда не было. Видите, чаще о богослужебном языке говорят люди, которые не посещают богослужения, или делают это редко. В этом суть языковой проблемы. Для верующих людей значительно актуальнее вопросы приходской жизни.

Происходят в Украине богослужения на русском языке?

Знаю, что большинство протестантских деноминаций в богослужении использует русский. Лет несколько назад глава украинских греко-католиков благословил на востоке Украины, в качестве миссионерского средства, тоже совершать богослужения на русском языке. Не знаю, как им это помогло. В храмах УПЦ нигде на русском не служат. Как я уже говорил раньше, в УПЦ совершают богослужения на церковнославянском языке. Разве что проповеди говорят на том современном языке, которым пользуется большинство прихожан.

В России богослужения совершаются тоже на старославянском языке или также и на русском?

В России в большинстве храмов богослужение совершается на церковнославянском. Я слышал, что были попытки привлекать современный русский язык, но вряд ли они нашли поддержку у верующих.

Некоторые священники УПЦ проводят богослужения на украинском. Есть ли какая-то четкая установка по языку богослужений? Что будет с теми, кто не подчинится общему правилу?

Язык молитвы – это свободный выбор паствы. На последнем собрании Киевской епархии Блаженнейший митрополит Онуфрий еще раз это подчеркнул. Недавно он сам возглавлял богослужения в храме, где часть песнопений и чтения Священного Писания совершается на украинском языке. Поэтому все разговоры о том, что кто-то кому-то запрещает молиться на украинском языке – это выдумки. Действительность заключается в том, что подавляющее большинство наших верующих хочет, чтобы богослужение совершалось на церковнославянском. Было бы неправильно лишить их этого права. В противном случае мы бы потеряли значительную часть верующих, которые не теоретически рассуждают о церковных делах, а по воскресеньям и в праздники полностью наполняют православные храмы. Хотя для Киева эта проблема не стоит вообще. В столице около полутора сотен различных храмов УПЦ. Поэтому верующие могут ходить в те храмы, где богослужение им больше нравится.

Блаженнейший Владимир начинал украинизацию УПЦ, но после его смерти это прекратилось. Почему не было продолжено направление Митрополита Владимира? Казалось, его слово для УПЦ было чрезвычайно важным.

Прежде всего, я хотел бы, чтобы мы не пользовались определенными, искусственно сформированными штампами, которые не имеют ничего общего с реальностью. Блаженнейший Митрополит Владимир был верным сыном Украины и ее патриотом. Он любил Украину такой, какая она есть, во всей красе ее людей, ее языка, ее традиций. Он любил ее такой, какой познал с детства. Так же он любил и православную церковь. Он любил все церковное. Любил церковь такой, какой ее знал всю свою жизнь. И пытался сохранить ее такой.

Блаженнейший Владимир был Предстоятелем почти 23 года. И все, что он хотел вложить в церковную жизнь – мы сегодня видим. По крайней мере, извне за последние полтора года церковная жизнь совсем не изменилось. То, что митрополит Владимир делал для церкви, это не украинизация, а возрождение ее во всей красе после десятилетий гонений.

Блаженнейший любил украинскую церковную традицию, церковные напевы. Но я никогда не то, что не видел, но и не слышал от кого-то, чтобы митрополит Владимир сам служил на украинском языке.

Сегодня звучат упреки, что УПЦ не издает украинскую богослужебную литературу. Но это совсем не тенденция последнего года. Некоторые сегодня обвиняет руководство УПЦ, что при прошлом Предстоятеле велся диалог с Киевским патриархатом, а теперь он прекратился. Но сам митрополит Владимир ни разу ни в каких официальных переговорах не участвовал.

Блаженнейший неоднократно в официальных речах и документах подчеркивал, что альтернативы поиску канонических путей преодоления раскола не существует. Поэтому, даже как-то неприятно наблюдать, как иногда спекулируют именем покойного Блаженнейшего, будто в проповедях и посланиях он все двадцать лет пастве говорил одно, а кому-то лично – диаметрально противоположное. Митрополит Владимир был достаточно открытым человеком, и поэтому его позицию по всем принципиальным вопросам церковной жизни украинсая паства знала безупречно.

Насколько важна дискуссия относительно языка богослужения?

Лично я не вижу проблем в одной конструктивной дискуссии. Главное, чтобы дискуссии, которые ведутся вокруг церкви, происходили в кругу тех людей, которые понимают, чем является церковь. Сегодня, к сожалению, больше о богослужебном языке, церковном  календаре, каноническом строе упорно спорят те, кто к церкви имеют весьма посредственное отношение.

Мы часто слышим эти темы комментарии от спикеров, представляющих себя религиоведами. При всем уважении к этим людям, большей частью, почтенного возраста, замечу – не секрет, что украинское религиоведение в новейшее время возродилось на университетских кафедрах научного атеизма. Ранее в этих кафедрах был инструментарий для обслуживания одной идеологии, сегодня те же методы используются для обслуживания другой.

Церковь не обслуживает светские идеологии. По крайней мере, она пытается избежать этого соблазна. Пространство бытия церкви существенно больше пределов поддержки электоратом какой-либо политической идеи. Если этого не понимать, или сознательно обходить, то ничего хорошего от таких дискуссий о церкви никогда не будет. Проблема дискуссии о богослужебном языке сегодня заключается в ее сплошной политизированности. На нее не было запроса от миллионов сознательных верующих УПЦ, для которых церковь является неотъемлемой частью их мировоззрения. Более того, политиканы – иначе их не назову – сделали все возможное, чтобы у церковного народа вопрос богослужебного языка еще долго ассоциировалось с давлением на каноническую церковь и свободу совести.

Возможно, для определенных публичных дивидендов УПЦ все-таки стоит уступить консервативности и начать процесс украинизации богослужений?

Дивиденды УПЦ приобретает, прежде всего, не своей формой, а содержанием. Это существенно отличает ее от тех религиозных течений в Украине, которые православный мир называет раскольническими. Несмотря на крайне сложные внешние условия, сегодня УПЦ является крупнейшей религиозной организацией Украины и ежегодно только развивает свое представительство в обществе. По крайней мере, так говорит государственная статистика. УПЦ в несколько раз больше УПЦ КП и УАПЦ вместе взятые.

Дело тут вовсе не в консервативности. Просто даже сухие статистические цифры дают увидеть, как Бог своей благодатью призывает людей к церкви, несмотря на все политические конъюнктуры. Конечно же, для церковной миссии нет предела. Сегодня следует приложить много усилий, чтобы те люди, которые еще находятся в духовном поиске, или соблазнились массовой антирелигиозной пропагандой, нашли свой путь к Богу.

В земном измерении этим путем является именно церковь. Для этого епископат и духовенство всегда будут прикладывать максимум усилий, чтобы богослужения Украинской Православной Церкви становились средоточием духовной жизни человека. Эта задача не ограничивается языковым аспектом, она значительно шире. Ведь сегодня не существует ни одной традиционной религиозной организации, которая бы похвасталась, что современный богослужебный язык стал ее главным миссионерским фактором. Наша церковь за свою историю усвоила немало важных уроков. В частности это касалось и языка богослужения, и церковного календаря. Если в ее среде, а не извне, определенно встанет вопрос языка богослужения, он будет решаться без учета политической привлекательности. Возможно, я несколько повторюсь, но подчеркну, что церковнославянский язык сегодня не директивой иерархов, а предпочтительный выбор украинской паствы, тех верующих, без которых церковь невозможна, и проигнорировать которых иерархи не имеют права.

Центр информации УПЦ – специально для Фактов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Загружается…
Загружается…

Вверх Вверх
Вверх

    Нашли ошибку в тексте?

    Ошибка