PCEtLSDQndC1INC00L7QsdCw0LLQu9C10L3QsCDRgNC10LrQu9Cw0LzQvNCwIGZ1bGxzY3JlZW4gLS0hPg==
ФАКТЫ iPad / iPhone ФАКТЫ Android
Автор: Тетяна Іванченко

Битва умов: как мемы влияют на выбор электората

Действие этого кино происходит не в IV веке до нашей эры. В нем нет ни Китая, ни полководцев из именитых династий. Местами сюжет напоминает трагедию, местами – комедию, а порой тяготеет к трагикомическому фарсу, где главные герои меряются не умами.

Во времена SMM, маркетинга и интернета главным полем боя за электоральные симпатии и умы избирателей становится всемирная паутина. Соцсети превращаются в рекламные билборды, листовки и мастер-классы по словоблудия.

Только ленивый не обсуждает количество удаленных друзей, новые ролики от кандидатов в президенты и их анализы. Проглотив очередную порцию сетевого фольклора в виде мемов, большинство даже не задумывается, на каких задворках нашего мозга сплетаются в тугой канат суждений и оценок заброшенные медиа-вирусы.

За бортом остается осознание того, как весь этот информационный поток влияет на наши решения и выбор.

В тренде

Украина сегодня снова не только на первых страницах международных газет и в громких заголовках, мы в трендах: общеевропейском и мировом.

Современные боги маркетинга и политтехнологий нащупали нерв, который, с какой стороны политического лагеря не нажми – реагирует. Попасть прямо в яблочко аудитории помогают современные технологии.

Если неприхотливого телезрителя можно взять политическим шоу, то медиаброню тех, у кого жизнь начинается с кофе и инстаграма, старыми проверенными методами не заденешь.

Тогда в ход идут фейки и мемы. Они в два клика создают нужные образы и продвигают конкретные месседжи. Сатира и юмор – основная фишка интернет-творчества.

То, что будут лайкать и шерить, должно быть коротким, понятным, актуальным и смешным. Таким, как одно из мемокреативных фото Ангелы Меркель, распространенная в Twitter под хэштегом #merkelmeme.

Канцлер Германии и бывшего президента Соединенных Штатов Америки Барака Обаму сфотографировали после официальной части саммита G7 в Баварии в 2015 году. Оригинальная фотография украсила обложки большинства мировых СМИ.

Мемвариант опубликованного фото моментально размножился в социальных медиа, обрастая самыми смелыми интерпретациями. Вот несколько из них.

Битва умов: как мемы влияют на выбор электората / 4 фотографии

Не обошлось без юмора на этом же саммите, но уже с нынешним президентом США Дональдом Трампом год назад.

На фото Меркель в окружении сильных мира сего смотрит на американского президента, сидящего прямо перед ней. На этот раз фотография была опубликована пресс-службой канцлера Германии. С вариациями на эту тему интернет-пользователи не замедлили.

Битва умов: как мемы влияют на выбор электората / 3 фотографии

Вообще Дональду Трампу еще со времен его предвыборной кампании принадлежит пальма первенства в интернет-креативности. Сначало он зарекомендовал себя едва ли не наиболее мемным кандидатом, а позже – президентом. Трамп и члены его семьи не избегали и не избегают современных медиатехнологий.

Один из самых скандальных руководителей Америки использовал известный мем – лягушонок Пепе или печальный лягушонок, добавив от себя немного креатива.

Мем появился в твиттере тогдашнего кандидата в президенты с фирменной трамповской прической. Картинка наделала предвыборного шума.

Хиллари Клинтон и сторонники ее лагеря обвинили оппонента в нетолерантности, после чего история взорвалась новой мемоволной в интернете. С невинного лягушонка мем превратился в символ ненависти. Комедия закончилась трагедией.

Дошло до того, что автор лягушонка Мэтт Фьюри в 2017 году призвал всех отказаться от мема Пепе и в прямом смысле похоронил собственное детище.

Используя социальные медиа и мемоиндустрию, политики убивают двух зайцев сразу. Во-первых, они постоянно на слуху, в гаджетах молодой интернет-аудитории.

Аудитории, у которой телевизор весь в пыли или его вообще нет, но которая уже имеет право голоса и выбора. Во-вторых, из-за комизма, разоблачения, шутливости, а порой и саркастического уменьшения своего оппонента включается механизм черного пиара и антирекламы.

За немколько последних лет интернет-мемы стали объектом исследования социологов, медийщиков, лингвистов, психологов. Веселые картинки все больше приобретают черты оружия массового информационного поражения.

Мемы со своей удобной и понятной формой отражают то, что происходит в обществе, о чем говорят на каждой второй кухне, детской площадке, рынке.

Это актуальные и оперативные ответы на любую социально-политическую турбулентность.

Их основная функция – инфицировать как можно более широкую аудиторию. Мем – это не просто картинка или веселая фраза. Это инструмент влияния и одно из средств формирования той или иной общественной мысли.

Основное требование при этом – контекст. Тот, кому адресован мем, должен понимать, о ком или о чем идет речь.

Стадион, так стадион. Мем, так мем

Конечная фраза из видеоответа Петра Порошенко относительно приглашения Владимира Зеленского дебатировать на столичном стадионе сразу же стала мемом.

Битва умов: как мемы влияют на выбор электората / 3 фотографии

Если раньше карикатуристу или плакатисту надо было ломать голову над сюжетом, композицией, цветовой гаммой, то сейчас в роли волшебной палочки выступает графический дизайнер.

Всего несколько кликов мышки отделяют рождение очередного шедевра мемоцеха от его выхода в широкий свет. Например, была Юлия Тимошенко с растением, а стала Юлия Тимошенко с баночкой.

Битва умов: как мемы влияют на выбор электората / 2 фотографии

Мемосоздатели постарались. Они взяли два основных элемента: узнаваемое фото политика с предвыборной кампании 2010 года и свежую топ-тему дебатов Зеленского и Порошенко.

Через мем обыгрывается контекст анализов, которые оба кандидата на пост президента Украины решили сдавать публично перед дебатами, а также предложение для Тимошенко выступить в роли модератора этой встречи на Олимпийском. С помощью интернет-творчества политик с рефери дебатов превращается в модератора сдачи анализов.

Битва умов: как мемы влияют на выбор электората / 5 фотографий

Дальше – больше. Тема смущает креативные умы и подрывает соцсети. Интернет-пользователи загружают новые мемы, лаборатории создают рекламные слоганы, штабы оппонентов работают над стратегиями.

Битва умов: как мемы влияют на выбор электората / 6 фотографий

Из-за своей эмоциональной природы мемы порождают дискуссию, незаметно фрагментируя при этом общество.

Они заставляют сопереживать, злиться, смеяться, активно размахивать руками, писать лишенные толерантности комментарии, а также проводить публичные сеансы внушения, убеждения и агитации.

Они вербуют в секту того или иного кандидата и инициируют чистки среди реальных и соцсетевых друзей. Такие акты виртуального экзорцизма являются прямой угрозой оказаться в информационном мыльном пузыре или теплой ванне единомышленников.

Мем – это не только смешно и креативно, это еще и политично и ответственно. Украинские выборные соревнования прямое тому подтверждение. Интернет-фольклор стал частью агитационного инструментария и черно-белого пиара.

Избирателей дергают за нужные эмоциональные нити, подкармливают языком вражды, играя при этом на контрастах, болезненных темах и нервах.

Через высмеивание в интернет-мемах уменьшается значимость фигуры того или иного политика. Он становится комическим персонажем, а, значит, несерьезным, с низким уровнем доверия. Границу, где заканчивается творчество и начинается черный пиар, определить сложно.

Все смешные и актуальные мультимодальные мемы, которые сочетают в себе текст и картинку, формируют образ того или иного кандидата, отношение к тому или иному кандидату, точку зрения избирателя и сам выбор. Они разделяют общество на “мы и вы”, “своих” и “чужих”, “порохоботов” и “зеленофилов”.

В эру гибридных войн и фейков, сплошной виртуализации становится все сложнее отличить овцу от волка в овечьей шкуре. В поединке умов нужен не просто слоган думай! Думайте!, гораздо важнее – анализируйте!

Автор: Татьяна Иванченко, журналистка (работала на телеканалах ICTV – Дістало, Главная программа, Факты недели с Оксаной Соколовой, Интер – Новости, Украина – Критическая точка), аспирантка Технического университета (г. Дрезден, Германия), занимается исследованием языка вражды (hate speech), политическими интернет-мемами и интернет-комуникациею.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вверх Вверх
Вверх

    Нашли ошибку в тексте?

    Ошибка