Камера показывает человеческую фальшь: 8 уроков, которые Вадим Карпьяк вынес за время работы на ТВ

Вадим Карп'як

Фото: ICTV

До 1999 года у меня с телевидением были вполне дружеские отношения. А с 99-го они стали рабочими. Я начал тогда работать на телевидении и работаю до сих пор.

Работал я редактором в основном, хотя регулярно были попытки сделать из меня ведущего. Я успешно проходил все эти пробы телевизионные, но потом традиционно в последний момент мне говорили “ну, все хорошо, но слишком молодо выглядишь”.

И так продолжалось до декабря 2013 года, пока одни люди не решили, что я уже не слишком молодо выгляжу, а выгляжу как раз нормально, чтобы меня посадить в кадр. Это такой телевизионный срок для тех, кто показывает свое лицо в телевизоре. И соответственно в этом декабре уже 10 лет, как я сижу в кадре.

10 лет — это маленький юбилей, на юбилей принято подытожить что-то, какие-то уроки выносить из того, что было. И как бы магия цифр просит 10 уроков, которые я вынес из телевидения за время моей работы в кадре, но я не хочу искусственно их натягивать до десяти.

На самом деле я себе в голове сформулировал 8 этих уроков, которыми готов поделиться с вами. Думаю, вам это будет если вдруг не полезно, то как минимум интересно.

Первый урок

Первое: телевидение, работа в прямом эфире учит ценить время. Вы не поверите, как много может быть 30 секунд и одновременно как мало. Это все как в теории относительности Эйнштейна — зависит от того, что вам нужно. Одна минута, проведенная на раскаленной сковородке, и одна минута, проведенная при прощании с любимым человеком — это по продолжительности две разные минуты, говорил Эйнштейн. В эфире примерно то же самое.

Иногда одна минута времени, которую надо заполнить до момента выхода новостей — это бесконечность, а иногда ты ничего не успеваешь за эту минуту. Первое, чему меня научило телевидение и работа в прямых эфирах — ценить время. Каждая секунда важна. И ты чувствуешь это не просто потому, что реклама на телевидении дорогая, а потому что ты физически начинаешь чувствовать время, как оно у тебя в голове — тик-так, тик-так.

Второй урок

Второй урок вытекает из первого: люди не всегда, а чаще всего почти никогда не умеют четко, коротко и ясно формулировать свои мысли. Это беда. Нас этому не учат в школе, и я начал очень ценить умение людей высказываться конкретно и понятно. Это в моих глазах большое искусство и большой плюс для каждого.

Третий урок

Из этого умения вытекает третий урок, который мне дало телевидение и работа в прямом эфире в течение 10 лет — слова чрезвычайно важны. Очень важно, что и как мы говорим. И очень важно говорить так, будто ты всегда под прицелом камеры.

Это на самом деле помогает, я думаю, вы неоднократно видели всевозможные закулисные видео с телевидения, где ведущий не знал, что он в эфире или что его снимают, и начинал что-то такое говорить. Этот опыт есть у каждого ведущего, хотя не каждый ведущий попадает с этим опытом на YouTube, но это научило очень контролировать себя в любых публичных ситуациях.

Там, где есть ты и еще кто-то, телевидение и работа в прямом эфире всегда помогает контролировать и держать в голове условно память о том, что тебя в этот момент может снимать камера. А раз это снимает камера, это могут увидеть миллионы людей. Поэтому держи себя в руках и контролируй то, что ты говоришь, чтобы это можно было всегда повторить публично.

Фото: Вадим Карп’як

Четвертый урок

Четвертый урок — это о мифах камеры. Одни мне говорили: “камера полнит человека на 5 килограммов”, другие говорили: “на 10 килограммов в кадре можешь выглядеть толще”. На самом деле я не замечал, полнит или не полнит, но что я заметил — любая камера показывает человеческую фальшь.

То есть камера очень хорошо освещает, какой человек есть на самом деле, поэтому эфирный ты и не эфирный ты не должны отличаться. Тележурналист — это не актер, он не играет в кадре, он должен быть собой, и тогда люди будут доверять информации, которую он им доносит. Это очень важно понимать: журналист — не актер, камера видит тебя такого, какой ты есть. И поэтому важно не отличаться в жизни от того человека, каким ты предстаешь в эфире.

Пятый урок

Но справедливости ради надо признать, что есть и следующий урок: люди боятся камеры. Поэтому даже не знаю, причислить ли это к полноценному уроку, но журналистам будет полезно узнать, и это такое самоосознание, что люди, которые приходят на телевидение что-то рассказать или показать — боятся камеры больше, чем люди, которые работают на телевидении. Этим небольшим лайфхаком можно пользоваться.

Шестой урок

Еще один урок: не шутите в кадре, если вы на 120% не убеждены, что эта шутка смешная, что ее все поймут правильно и что после нее будут смеяться. Нет ничего хуже, чем публично пошутить, а потом долго объяснять, почему это должно было быть смешно.

Седьмой урок

Один из самых больших и, очевидно, самых банальных уроков, которые мне дало телевидение, это умение работать в команде. Телевидение — это командный вид спорта, и ты как человек в экране зависишь от десятков людей, которых зрители не видят: режиссеры, редакторы, звукооператоры, осветители, работники сцены, декораторы, графические дизайнеры, гримеры. Это очень много людей.

Конечно, человек в кадре забирает на себя все внимание и вся слава достается ему. Но вдруг что-то в этой всей команде идет не так, то, как говорят, бьют по лицу. Поэтому все недостатки и все шишки тоже тогда сыпятся на человека, чье лицо светится в кадре. Поэтому очень важно работать и уметь работать со всей командой и как единый организм. Это командная игра — телевидение, и от каждого игрока на своем месте зависит общий результат. Ну, просто футбол какой-то.

Восьмой урок

И последнее, что я не устаю повторять: за 10 лет работы в прямых эфирах я понял, что разговоры о смерти телевидения очень преувеличены.

Смотрите также
Садотерапия как метод борьбы с выгоранием: как это работает
Вадим Карпьяк Ведущий программы «Свобода слова»
Категории: Звезды