PCEtLSDQndC1INC00L7QsdCw0LLQu9C10L3QsCDRgNC10LrQu9Cw0LzQvNCwIGZ1bGxzY3JlZW4gLS0hPg==
ФАКТЫ iPad / iPhone ФАКТЫ Android
Автор: Елена Белозор

Корпоративные конфликты: как найти решение без потери репутации

Конфликты между партнерами в бизнесе – тема крайне чувствительная. Договоренности партнеров, как и при вступлении в брак, как правило, не фиксируются подробно в юридических документах в расчете на крепкое партнерство и взаимные выгоды на долгие годы.

Однако, по мере развития общего дела, участники могут расходиться во мнениях по вопросам управления компанией, оценки вкладов, особенно, если одной стороной обеспечиваются финансы, а другой – идея и персональное участие.

Столкнувшись с конфликтом, ни одна из его сторон не чувствует себя в безопасности и, как правило, использует силовые аргументы для своей защиты. В такой ситуации обычные переговоры редко бывают эффективными и связанны с риском эскалации конфликта.

В Украине наиболее часто компании со спорами расправляются путем размытия доли участника, увольнений и блокировки деятельности компании. Силовые методы сторон приводят к тому, что конфликт приобретает широкую огласку, страдает репутация бизнеса и личные бренды партнеров.

Люди и компании тратят свои ресурсы на нивелирование последствий конфликта для себя лично и для бизнеса. Как результат – они теряют конкурентные преимущества и истощают личные ресурсы.

Чтобы избежать негативных последствий конфликтов, многие зарубежные компании определили для себя переговоры и медиацию как приоритетный способ для их решения. Так, компания Google сделала своим слоганом: Do not litigate, negotiate! (Не судитесь, а ведите переговоры) после успешных переговоров, в результате которых компании удалось избежать огромного штрафа в размере 10% от годового дохода, составил $59,8 млрд. в 2013 году.

Медиация – это переговоры, управляемые профессионально подготовленным медиатором, цель которых принятие сторонами решения, отвечающего их интересам. Это эффективный, недорогой, неформальный способ быстрого разрешения споров.

Сам процесс является конфиденциальным. Стороны и медиатор подписывают документы о неразглашении информации о самом факте конфликта и то, что стало предметом договоренностей сторон. Стороны могут сделать исключение из общего правила о конфиденциальности, если, например, хотят интегрировать свои решения в соглашения, которые утверждаются судом.

Несколько десятков лет назад США начали внедрение медиации как альтернативного способа разрешения споров в ответ на неповоротливость и формализм судебной системы. Сегодня медиация широко применяется не только в США, но и во многих странах ЕС, например, в Великобритании, Германии, Нидерландах, а также активно развивается в Украине.

Как показывает практика, привлечение медиатора для разрешения спора предоставляет его сторонам ряд преимуществ, по сравнению с прямыми переговорами. Так, медиатор помогает сторонам:

  • Определить интересы и исследовать наиболее выгодные пути решения конфликта, а также альтернативы сторон для регулирования уровня их вовлеченности.
  • Осуществлять более безопасный обмен чувствительной информацией таким образом, чтобы продвигаться к решению спора.
  • Решать сложные ситуации при столкновении позиций; поддерживать конструктивную коммуникацию.
  • Преодолевать дисбаланс сил, например, когда сторона, уставшая от давления, может согласиться на невыгодное для себя решение, или же доминирующая сторона не оставляет пространства для наиболее выгодных для себя решений.

В качестве примера, именно привлечение медиатора помогло компании Disney решить масштабный конфликт с сотрудниками после неудачных прямых переговоров в первом раунде.

Медиация имеет высокую результативность: по данным исследований в 89% случаев медиация завершилась успехом.

На практике медиация эффективно применяется:

  • При организации бизнеса, например, для согласования всех деталей сотрудничества, включая стратегические и организационные вопросы.

Договоренность сторон может отображаться в корпоративных документах компании, а также в корпоративном договоре – новый инструмент регулирования внутренних бизнес отношений. Так, продуманный подход на старте поможет избежать сложных конфликтов в будущем.

  • В процессе работы бизнеса, когда сторонам важно договориться по спорным вопросам и установить правила взаимодействия на будущее. В таком случае медиация является идеальным инструментом, позволяющим укрепить взаимопонимание сторон и перезагрузить отношения.
  • При окончании бизнес-партнерства или закрытия бизнеса, когда партнерам важно минимизировать свои финансовые риски и найти выгодные варианты завершения работы.

Различия во взглядах людей не являются чем-то негативным. Именно они могут стать основой для творческих и нестандартных решений, помочь проявить уникальность компании. Медиация является тем инструментом, который помогает использовать этот ресурс с пользой для бизнеса и людей.

Автор: Елена Белозор, сертифицированный бизнес-медиатор, партнер агентства медиации DecisionLab.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вверх Вверх
Вверх

    Нашли ошибку в тексте?

    Ошибка