Вместо заочного обучения дистанционное?
В парламенте зарегистрирован законопроект, которым предлагается отменить набор поступающих для получения степеней бакалавра и магистра вечерней и заочной формам образования. Проще говоря, нардепы предлагают спокойно доучиться “заочникам” и “вечерникам”, но новых студентов уже не набирать.
Учитывая практику европейских стран уже давно планировалось заменить этот “советский атавизм” в виде вечернего и заочного обучения на более современную форму дистанционного образования. Но ВУЗы воспринимали данные идеи без особого энтузиазма, потому что это требует немало усилий по созданию новых внутренних документов и изменения регламентов (например, устава ВУЗа).
Это надо создавать новые учебные программы и учебные платформы, наполнять их материалами, электронными учебниками, обучать преподавателей новым методикам преподавания. Не исключено, что систему оплаты труда преподавателей, привыкших зарабатывать “горловыми часами”, тоже придется пересматривать. Потому что в дистанционной форме обучения обычно только 30% занятий проводятся синхронно (онлайн занятия в группе с преподавателем), а остальное время студенты должны учиться самостоятельно. И так бы оно может и тянулось еще долго, но Covid и война значительно ускорили процесс цифровой трансформации образования.
Начиная с марта 2020 года, только 0,1% от общего числа студентов (кроме аспирантов) учатся на вечерней форме в разных вузах. Заочники уже давно работают онлайн с небольшими выходами на лабораторные и аттестацию.
Надо определить приоритеты. Дистанционное образование значительно дешевле, безопаснее и логистически проще в администрировании формы обучения. Как для университетов, так и для студентов, оно дает возможность путешествовать, находиться за границей, на временно оккупированных территориях, не оставляя обучение. Есть, конечно, профессии, где невозможно обучать дистанционно. К примеру, такие, как хирург. Но в большинстве случаев дистанционная форма обучения вполне может быть эффективной.
Вечернее или заочное высшее образование в основном получают люди, которые уже работают. Или это второе высшее образование (как переквалификация, или повышение квалификации) и им на самом деле дистанционно учиться удобнее, чем ходить после работы на учебу или просить отпуск и ехать на несколько недель на сессию.
Университеты могут экспериментировать и самостоятельно определять, какие лабораторные и практические работы нужно проводить с преподавателем вживую, а что можно учить онлайн. Студенты могут выбирать себе удобное время для обучения, глубину погружения в ту или иную тему, свой особый темп обучения.
Образовательные эксперты прогнозируют в будущем полный переход на дистанционное образование в течение 10 лет.
У дистанционной формы есть много преимуществ. Но есть и недостатки. К примеру, у студентов “дистанционников” нет студенческой жизни в привычном нам понимании. Живое общение, ночные посиделки, друзья, шутки, любовь, спортивные соревнования. Социальные взаимоотношения формируют не только приятные совместные воспоминания, но и часть головного мозга, которая отвечает за процесс мышления.
Кроме того, у тех, кто много времени проводит за компьютером, портится зрение, осанка, теряется концентрация внимания, мотивация к обучению.
Как подчеркивает замминистра Михаил Винницкий в своем письме, вынужденный переход учебных заведений на дистанционный формат, вызванный сначала пандемией COVID-19, а потом и вооруженной агрессией РФ, в конечном итоге привел к неоспоримому снижению качества образования, связанного с отсутствием эффективной обратной связи с преподавателями, большим объемом домашних заданий, техническими проблемами, недостаточным обеспечением абитуриентов и научно-педагогических работников компьютерной техникой, нехваткой общения.