Зачем Кличко сносит газовые заправки

Зачем Кличко сносит газовые заправки

“С 30 марта по 24 апреля в Киеве было демонтировано 350 АГЗП”, — отрапортовал в понедельник на брифинге руководитель аппарата Киевгорадминистрации Владимир Бондаренко. За неполный месяц силами города был ликвидирован 101 модуль, еще 249 АГЗП самоликвидировались — владельцы забрали их сами. Многим трудно представить объем проделанной работы и ее сложность, но это стало большой победой города в борьбе не только за безопасность киевлян и гостей столицы, но и за наполнение городского бюджета. Рассмотрим эту историю подробнее. Зачем же КГГА сносит заправки? Кому это выгодно? Этот вопрос журналисты, друзья, таксисты и просто знакомые задают ежедневно. Интерес понятен: за последние годы мы привыкли к повсеместно разбросанным газовым бочкам, а это не только удобно для водителей, но и еще и было дешевле на гривну за литр, а то и более. В апреле у оставшихся газовых колонок выстроились очереди и это внесло дискомфорт в водительскую жизнь. Поводов и причин для сноса газовых модулей множество. Но главный аргумент — огромные потери бюджета столицы. В прошлом году столичная казна не досчиталась около 500 млн грн розничного акциза от торговли сжиженным газом. По расчетам Консалтинговой группы А-95, по итогам 2016 года в «тени» находилось 70% киевского рынка сжиженного газа. Иными словами, налоги платились лишь с трети продаж. Интересное наблюдение: на 350 нелегальных и полулегальных газовых заправок приходится лишь 80 легальных. Очевидно, что весь поток “теневого” газа шел через “подзаборную” сеть, в чем было несложно убедиться: чеки на этих станциях выдавали редко. Засилье нелегалов привело к тому, что грешить “торговлей мимо кассы” стали и легальные комплексы, не выдерживающие конкуренции с теневым бизнесом. Масштабы потерь заставили Киев в конце прошлого года возглавить поход на Кабмин с целью упразднения акциза с розничной торговли нефтепродуктами, который задумывался как помощь местным бюджетам. Расчет был на то, чтобы централизовано собрать акциз на границе и у производителей нефтепродуктов с последующим расщеплением по местным бюджетам. Но как понять, какому региону сколько причитается, как организовать учет реализованных нефтепродуктов и сжиженного газа? Выход один — мониторить реализацию по кассовым чекам, такая база ведется Государственной фискальной службой. Но для Киева с его 70% нелегальных продаж газа ничего не изменилось: чеки как не давали, так и не дают. Фискалы, которые должны контролировать эту сферу, давно расписались в своей несостоятельности. Отчасти это имеет объективное оправдание: нелегального объекта нет в их системе координат, как отслеживать уплату налогов? Рейды по заправкам ощутимого результата не дали: не хватает ни людей, ни полномочий. К тому же никто не отменял элементарную коррупцию, а с деньгами у “газовых” нелегалов все в порядке. Исходя из официальных данных и собственных исследований, в 2016 году незаконные АГЗП прокачали порядка 200 тыс. т пропан-бутана на сумму 3,6 млрд грн. Учитывая все возможности нелегального бизнеса (участие в схемах обналички, «экономия» на налогах, отсутствие инвестиционных затрат и т.д.) на руках нелегалов-газовиков осталось более 1 млрд грн. Этой суммы хватало на всех: на чиновников мэрии, райадминистрации, участковых, экологов, охрану труда, пожарных и прочих проверяющих. Тем временем полумиллиардом гривен в год потери Киева не ограничиваются. Ни под одним из демонтированных газовых модулей нет законно отведенной земли, которая бы целевым образом предназначалась под такой объект. Каждый самозахват или аренда нескольких паркомест на автостоянке за копейки — снова потери бюджета. По оценкам мэрии, за площадь, которую занимали 350 заправок, в 2016 году город недополучил порядка 70 млн грн. Незаконное использование городских коммуникаций, зарплаты в конвертах персоналу таких АЗС, разбитые несметных числом газовозов столичные дороги и так далее — это новые и новые пробоины в столичной казне. Выбранный Виталием Кличко метод решения проблемы конфликтный, болезненный, но эффективный. Уже по итогам апреля показатель реализации газа должен существенно возрасти, а с ним и причитающийся столице кусок “акцизного” пирога. Остается лишь надеяться, что результат вложений этих сотен миллионов гривен — дороги, парки, инфраструктура — не заставит киевлян долго ждать.

Категории: Без категории
Рубрики: АЗС