PCEtLSDQndC1INC00L7QsdCw0LLQu9C10L3QsCDRgNC10LrQu9Cw0LzQvNCwIGZ1bGxzY3JlZW4gLS0hPg==
ФАКТЫ iPad / iPhone ФАКТЫ Android
Александр Мусиенко
Автор: Александр Мусиенко

Подарок вражеским спецслужбам. Почему декларации работников СБУ должны быть закрытыми

Еще в сентябре 2019 года глава СБУ Иван Баканов объявил о предстоящем реформировании Службы безопасности Украины.

Однако определенные пункты имеют противоречия, а именно – публичность электронных деклараций сотрудников спецслужбы.

Это возможно при устранении несвойственных для этой силовой структуры полномочий в сфере борьбы с экономической преступностью и коррупцией. Деятельность именно этих профильных управлений очень часто бросает тень на всю структуру, мол, сотрудники СБУ вместо того, чтобы ловить шпионов, занимаются тем, что “кошмарят” бизнес, – рассказывает политолог Александр Мусиенко.

В случае ликвидации так называемого экономического блока СБУ его ресурсную и материальную базу можно направить на усиление функций в сфере контрразведки и защиты государственности.

Это улучшит как материальное обеспечение соответствующих работников, так и позволит закупать новейшее техническое оборудование, повысит престижность работы, сдержит отток важных кадров.

Читайте: Украина может собой гордиться – международные эксперты о реформах и борьбе с коррупцией

Сейчас война ведется и в киберпространстве. В сети Украина чуть ли не ежедневно подвергается “выстрелам” и “ударам” со стороны российских хакеров, действующих в составе соответствующих подразделений Генштаба и Службы внешней разведки РФ.

Почему реестры и социальные сети становятся важной мишенью для российских спецслужб?

Львиную долю данных (60-65%) практически любая разведка пытается выявлять из открытых источников информации. Главное – фильтрование, изучение и правильные выводы обработки полученных данных. Чем больше информации можно получить из открытых источников, тем проще будет работа разведывательных структур.

Именно поэтому ведущие государства считают вполне оправданным шагом засекречивание данных и сведений, касающихся таких чувствительных вопросов, как национальная безопасность и оборона. В частности, речь идет о данных в отношении сотрудников, занимающих должности в составе разведывательных и контрразведывательных подразделений.

Вполне понятно, что работа таких структур должна предусматривать определенный режим секретности – публичное неразглашение своих должностей, рода занятий, семейного положения, мест проживания, авто, на которых передвигаются и т.д.

Но должен быть обеспечен демократический, парламентский и общественный контроль за деятельностью спецслужб. Для этого народным депутатам, прокурорам, судьям и некоторым другим государственным учреждениям предоставляется доступ к государственной тайне и информации для служебного пользования.

Речь идет только о сотрудниках разведывательных и контрразведывательных структур, то есть отдельной категории лиц, сосредоточенных в деятельности сектора национальной безопасности и обороны.

Ограничение определенной информации в отношении сотрудников является нормальным механизмом для обеспечения безопасности здоровья и жизни их и членов их семей, а также предотвращения попыток психологического давления и потенциальной вербовки спецслужбами других государств.

Если информация закрыта, это по меньшей мере, усложняет работу для вражеской спецслужбы в вопросах получения данных об оперативных сотрудниках. Ведь если информация защищена, то вероятно, утечки данных удастся избежать. Открытый доступ – это подарок для других спецслужб.

Поэтому информация о том, что для сотрудников украинских контрразведывательных структур, в частности СБУ, будет предусмотрен особый порядок, который обяжет их обнародовать электронные декларации – вызывает серьезное беспокойство.

Информацию о возможных коррупционных действиях сотрудников можно проверять в закрытом режиме. Но если ликвидировать блок борьбы с экономическими преступлениями в СБУ, то и риски коррупциогенности снизятся.

Читайте: Работники департамента СБУ требовали взятки у предпринимателей – ГБР

К тому же ст. 521 ЗУ О предотвращении коррупции предусмотрено, что сбор информации по категории таких лиц должен осуществляться таким образом, что делает невозможным раскрытие принадлежности таких лиц к соответствующим государственным органам или военным формированиям.

Поэтому при реформировании СБУ следует осторожно подходить к открытым электронным декларациям сотрудников, ведь это может стать определенным инструментом в руках других спецслужб.

Автор: Александр Мусиенко, политический эксперт, руководитель Центра военно-правовых исследований.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вверх Вверх
Вверх

    Нашли ошибку в тексте?

    Ошибка