Порошенко против Зеленского: кто проиграл, а кто усилил позиции

Порошенко проти Зеленського: хто програв, а хто підсилив позиції

11 апреля кандидаты на пост президента впервые имели возможность поговорить друг с другом, правда лишь в телефонном режиме. Это были так сказать первые дебаты между Петром Порошенко и Владимиром Зеленским.

Расстановка сил

Порошенко не обладает контролем на медийном поле. Подконтрольные непосредственно ему телеканалов, 5 канал и Прямий в общей совокупности держат 1,5-2% аудитории. Зеленский получает карт-бланш на одном из самых рейтинговых телеканалах, охват аудитории которого около 8% (в 4-6 раз больше, чем у Порошенко).

Петр Порошенко старательно преследует своего оппонента, стараясь ввести его в поле своего влияния. А поле его влияния – это формализованные и структурированные дебаты, нормы и правила общения.

Зеленский постоянно ищет новые варианты и возможности для собственной рекламы и продвижения, регулярно выходя за общепринятые нормы, но не нарушая законы.

Даже уклонение от дебатов в студийном формате 19 апреля рассматривается его командой как необязательная норма, которую можно трактовать не так, как это делает ЦИК.

Фактически стратегию Владимира Зеленского можно сравнить со стратегией скифов в войне с Дарием. Ловкие всадники постоянно отступали, активно перемещались, засыпали колодцы перед наступающей тяжеловесной пехотой.

В итоге армия таяла и теряла боеготовность просто в процессе преследования, что в конце концов сделало невозможным само боестолкновение и привело к отступлению Дария.

Выбранная стратегия позволяет Зеленскому сохранить ядро своего электората, не вступая в прямое столкновение с соперником. Ожидается, что измотанный противник в итоге зайдет на более удобную для Зеленского местность.

Акт агрессии

  • Действие первое: интервенция

Порошенко сыграл на эффекте внезапности. Однако его удивление, что Владимир Александрович, оказывается, не может прибыть в студию по причине отсутствия в стране, было напускным и неискренним. Президент уже дважды разыгрывал сценарий “я прийшов – тебе нема” во время процедур сдачи анализов.

Вместе с тем, Петр Алексеевич осуществил интервенцию на откровенно чужую для него территорию. Такие интервенции имеют только одну цель – подавить сопротивление и зафиксировать успех.

В психологическом плане это значит, что целью было показать свою силу именно в стане врага. Данный ход силен тем, что характер ответной реакции (приход Зеленского в студию 5 канала или Прямого) не имеет ключевого значения, так как выгоден в любом случае.

То есть, если Зеленский в ответ на демарш Порошенко придет в студию – Порошенко получит наконец возможность разговорить оппонента и продемонстрировать его (как ожидается) некомпетентность. Если Зеленский не придет в студию – Порошенко получит возможность продемонстрировать слабость и неготовность оппонента отвечать на агрессию и угрозу.

  • Действие второе: разговор с Зеленским

В шоу-бизнесе имеет значение кто последний проходит по ковровой дорожке. В переговорах – кто говорит последнее слово. В боевом столкновении – за кем остается поле сражения.

В данном случае прерывание Зеленским разговора означает его тактический проигрыш. Порошенко остался в студии после завершения разговора и ушел тогда, когда это было нужно ему.

  • Действие третье: мальчики для битья

Роль мальчиков для битья выпала уволенному главе Одессой ОДА Степанову и прокурору Кулику. Фактически моральное давление со стороны Порошенко было столь сильным, что ведущая неоднократно просила обоих оппонентов Порошенко стать ближе к нему, так как они несколько раз выпадали из кадра.

Чувство дистанции стало самым точным маркером переживаний участников спора. Устойчивость Петра Алексеевича и выдавливание оппонентов за пределы ринга – лучший невербальный сигнал доминирования.

  • Финал

В сухом остатке вчерашнее событие усилило противостояние как двух кандидатов, так и их сторонников и критиков.

Порошенко осваивает новые территории. В данном случае речь идет о завоевании эмоциональной сферы потенциальных избирателей.

Он смог дать им то самое шоу с сильными эмоциями, которое до этого давал только Зеленский. И это позволяет ему демонстрировать большую эффективность.

У команды Зеленского остается все меньше пространства для маневра. Их надежда на то, что время работает на их команду и соперник просто не успеет сократить первоначальный разрыв в количестве голосов. Не факт, что Порошенко своими силовыми действиями успеет наверстать упущенное.

Оба кандидата теперь действуют на поле эмоций и чувств своих приверженцев и оппонентов. Протестные настроения сильны, и это во многом определяет массовость приверженцев Зеленского. Людей, реально гордящихся “мовою, армією та вірою”, недостаточно для победы Порошенко.

При этом все больше нарастает раздражение той части общества, которая не испытывает ни малейшего желания участвовать в гонке вооружений двух кандидатов. И эта часть может стать новым ресурсом для собственной легитимации.

Кто эффективнее признает эмоции этой части избирателей, тот получит дополнительные проценты голосов и ответное признание.

Штаб Зеленского уже активно работает в этом плане. Их ролики о необходимости объединиться двум разным Украинам, о переживаниях (как всегда очень несчастных и угнетенных всеми силами зла) рядовых украинцев — можно считать попытками.

Штаб Порошенко пока ничего не сказал о чувствах. И это может стать большой проблемой в финале.

Автор: Валентин Ким, психолог.