Основная причина протестов в Гонконге — это закон об экстрадиции. Он был поддержан местными властями Гонконга по рекомендации центральной власти в Пекине, но его уже отменили и, скорее всего, не примут.
Этот закон предусматривает упрощение процедуры экстрадиции преступников, подозреваемых в совершении различных преступлений на территории Гонконга, в Пекин.
С точки зрения местных сил, особенно оппозиционных — это упрощает выдачу оппозиционных лидеров, организаций или движений в Пекин, где их будут судить.
Понятно, что шансов выбраться у них там не будет. Это рассматривалось как усиление репрессивной функции центральной власти и ее контроля над Гонконгом.
Именно поэтому люди вышли на протесты, инициированные при поддержке западных стран — Великобритании и США. Это было очевидно и понятно из их заявлений. Они были направлены на то, чтобы отменить этот закон и расшатать власть Гонконга во главе с Керри Лам, которую назначил официальный Пекин.
Керри Лам назначили уже по новому закону, по которому лидера не выбирают. Поэтому протесты использовали и против нее. Сейчас в Пекине не очень довольны ее назначением, поскольку считают, что она мягко поступила с протестующими и пошла им на уступки.
Сейчас протест уже ни к чему привести не может. Не думаю, что у этой истории будет продолжение. Во-первых, людей стало меньше, во-вторых, повод для протестов исчез — закон отменили.
Люди выходят за отставку Керри Лам, но я не думаю, что это произойдет. Если такое и будет, то ее просто заменят другим человеком.
Прямой опасности для Китая в Пекине я не вижу. Это просто попытка расшатать ситуацию, надавить на Пекин, пользуясь резким ростом протестного потенциала населения в силу закона об экстрадиции, но не более.
Автор: Илия Куса, эксперт по международной политике Украинского института будущего.