20 сентября на сайте Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства появился законопроект о рынке земли.
В документе отмечается, что право собственности на земельные участки сельхозназначения могут иметь граждане Украины, украинские юридические лица, а также территориальные общины и государство.
О снятии моратория на рынок земли в Украине говорят довольно давно. Уже много лет украинская земля не в полной мере принадлежит селянам. Новая команда власти в 2020 году планирует снять мораторий и разрешить покупать и продавать землю, — рассказывает политтехнолог Екатерина Одарченко.
В этом существует много иллюзий, из-за чего возникают спекуляции. Общество разделилось на тех, кто поддерживает и кто не поддерживает свободную продажу земли сельскохозяйственного назначения.
Ни те, ни другие до конца не понимают, что эффективность использования земли зависит, в первую очередь, от его модели, а не просто от возможности продавать или покупать землю.
Опыт других стран показывает нам, что это действенный механизм обогатить селян и страну и в то же время возможность уничтожить село как социальный класс и как индустрию. До открытия рынка стоит совершенно предусмотреть все механизмы и меры предосторожности, чтобы эта реформа не стала катастрофой.
Читайте: Закон о рынке земли в Украине: что предусматривает и ограничения существуют
Всеукраинский аграрный совет (ВАС) инициировал и провел несколько акций у государственных учреждений, где говорил, что открытие рынка в Украине может привести к скупке земли иностранцами, а отдельные селяне навсегда потеряют возможность достойно жить в своей стране.
Председатель ВАС Андрей Дикун даже призвал президента провести референдум относительно подобных изменений.
На сколько полезен международный опыт?
В Украине модно смотреть на экономический успех других стран, не задумываясь о внутренних социальных, географических или экономических особенностях и факторах, обусловивших результат. Например, у нас модно говорить об опыте Сингапура как о примере экономического чуда, которое превратило отсталую азиатскую страну в одного из мировых лидеров по экономическим показателям.
Сразу стоит сказать, что опыт Сингапура подходит островным, портовым странам, которые планируют открыть оффшорную зону для нерезидентов. В Украине ситуация несколько иная во всех смыслах, и потому следует учитывать индивидуальные особенности нашей страны для моделирования дальнейшего развития.
Опыт европейских развитых стран полезен и интересен, однако его следует рассматривать в контексте существования развитой экономической системы, которая позволила рынку земли укрепить экономические показатели. В условиях, когда украинские селяне просто не могут конкурировать с агрохолдингами или иностранными корпорациями, они рискуют стать заложниками реформы.
Читайте: Страшилки про китайцев — бред. Зеленский опроверг мифы о продаже земли
Поэтому необходимо предусмотреть ориентирование земельной реформы на селян и фермеров, а не только на агрохолдинги.
Альтернативный взгляд
Примером эффективного использования земли является Северная Корея, где система земельных отношений создала мощные фермерские хозяйства.
Использование земли в правильной форме позволит не только сохранить и развить село, но и изменить имидж Украины из сырьевого придатка в высокоразвитую страну с высокой аграрной составляющей. Конечно, речь идет не о превращении Украины в аграрную страну, а о создании условий для того, чтобы селяне не покидали территорию, а имели возможности выгодно заниматься фермерским хозяйством.
Земельная реформа должна быть ориентирована, в первую очередь, не на продажу или покупку земли, а на создание фермерских хозяйств семейного типа, которые смогут обеспечить необходимыми продуктами страну или же экспортировать продукцию.
При свободном рынке частные фермеры или фермерские хозяйства всегда зависимы от общего рынка, поскольку если на него сразу выйдет большой объем картофеля или помидоров, их цена будет низкая, что сделает всю работу фермера нерентабельной.
Тогда и возникает парадокс, когда иностранные продукты оказываются выгоднее, чем свои. Чтобы такого не повторялось и чтобы фермерские хозяйства были уверены, что их товары будут проданы по выгодной цене, необходимо формировать государственный запрос на определенное количество продуктов.
Такая программа имеет вид аграрной стратегии на сезон, где запрос на те или иные продукты формируется в зависимости от региональной специфики климата. Так все фермеры могут выращивать то, что наиболее выгодно на их территории, и быть уверенными, что работа не будет напрасной.
Следующий этап развития фермерских хозяйств состоит в том, что фермеры, которые работают с государством продолжительное время, могут покупать и арендовать оборудование для переработки своего товара на условиях лизинга.
Иными словами, фермер, который выращивает томаты, получает возможность создать небольшой завод по изготовлению томатной пасты, а тот, кто выращивает картофель — картофельные чипсы. Конечно, такое производство может иметь несколько уровней и серийно выпускать продукцию.
Для того, чтобы такие хозяйства имели мотивацию расширять и увеличивать объемы производства, при выходе товара на экспорт они получают значительные налоговые льготы на свою деятельность.
Иностранец, инвестируя деньги в Украине, должен обеспечить, как минимум, вторичную переработку выращенной продукции, в зависимости от самого продукта. Это будет способствовать развенчанию мифа о сырьевом придатке Украины для мира, хотя сегодня трудно спорить с этим тезисом, по крайней мере в некоторых сферах.
Так иностранный инвестор не будет просто вывозить выращенную в Украине пшеницу, а производить макароны или хлеб, что заставит его создавать дополнительные рабочие места. Это снимет вопрос о занятости сельского населения с повестки дня.
Конечно, закон должен предусматривать стандартные нормы качества земли. Тот, кто работает на земле, должен строго придерживаться экологических норм и ответственно относиться к дальнейшей производительной способности земли. Уровень пестицидов и примесей должен регламентироваться в соответствии с действующими нормами.
Читайте: Долю нерезидентов в компаниях-покупателях земли готовы обсуждать — Гончарук
Подобная законодательная база существовала в Украине по вывозу леса-кругляка. Поскольку вывозить первичную древесину запрещалось, экспортеры были вынуждены создавать конечный продукт, то есть перерабатывать древесину и производить из нее готовые товары.
Так государство сразу решает несколько основных экономических проблем:
- занятость сельского населения. По вышеописанной системе селяне будут заинтересованы в том, чтобы оставаться на своем месте и развиваться, при этом некоторые жители городов будут иметь мотивацию переместиться в сельскую местность, ведь вкладывать инвестиции будет выгодно.
- получение иностранной валюты. При системном экспорте товаров за границу фермерские хозяйства получают валютную выручку, что способствует улучшению динамики рынка и укреплению национальной валюты;
- Украина не будет сырьевым придатком. На протяжении многих лет промышленность в нашем государстве не поддерживалась на должном уровне, соответственно, основной статьей экспорта является первичное сырье, которое вывозится из страны по дешевым ценам и побуждает увеличение ВВП других стран и их занятости;
- восстановление инфраструктуры. Фермерские хозяйства для своей работы требуют налаживания соответствующей логистики, а это предполагает надлежащую инфраструктуру, что является стимулом для фермеров создавать качественную инфраструктуру.
Увеличение ВВП при такой системе является очевидным, поэтому такая система может стать значительным фактором экономического роста.
Автор: Екатерина Одарченко, политтехнолог, управляющий партнер компании SIC Group Ukrainе, Member of International association of political consultants (IAPC).