16 октября Верховная Рада приняла закон о судебной реформе в Украине.
Документ предусматривает сокращение количества судей Верховного суда с 200 до 100, а членов Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС) с 16 до 12. Также предлагается создание этической комиссии, введение нового порядка формирования ВККС и расширение перечня должностей, на которые распространяется люстрация.
Владимир Зеленский, приходя к власти, обещал, помимо прочего, вернуть доверие к суду. В конце лета он внес в парламент соответствующий законопроект №1008 О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно деятельности органов судейского управления, который и должен был стать той самой многострадальной судебной реформой, — рассказывает политтехнолог Екатерина Одарченко.
Что должно было измениться?
Главная проблема предварительного судоустройства была в нечестных судьях. Тех, кто принимал политически мотивированные решения, скрывал ценное имущество, недостоверно заполнял декларацию.
По решению Общественного совета добродетели, в предыдущем составе Верховного суда таких было 44. Ответственные за их попадание в ВС два органа — Высшая квалификационная комиссия судей и Высший совет правосудия (ВСП). ВККС составляет список кандидатов в Верховный суд, а ВСП его утверждает.
Читайте: Судебная реформа Зеленского — ключевые тезисы закона
Для полноценного обновления Верховного суда должны обновиться эти два органа. Эксперты в области судебной реформы (в том числе международные) во время выборов призвали всех кандидатов изменить состав ВККС и ВСП. Владимир Зеленский и партия Слуга народа с этим согласились.
Что изменилось и что плохого?
В законопроекте, который подал президент, речь идет лишь об обновлении ВККС. Состав ВСП остается прежним. И это главная проблема. ВСП сохраняет свои полномочия утверждать кандидатов в Верховный суд, а поскольку состав совета остается прежним, то недобросовестные судьи вновь имеют шанс попасть в ВС.
В Слуге народа говорят, что для обновления ВСП нужно вносить изменения в Конституцию, а это долгий процесс. Однако президент в первый же день работы парламента подал восемь изменений к ней, и ни одно из них не касалось ВСП.
Мало того, обновленная Высшая квалификационная комиссия судей, по закону, будет подчиняться старому ВСП, что фактически нивелирует ее обновление.
Послы западных государств, в частности Канады, Германии и Великобритании, выразили свою обеспокоенность тем, что в законе не говорится об обновлении ВСП.
Читайте: Запад призывает пересмотреть закон Зеленского о судебной реформе (ДОКУМЕНТ)
Какие плюсы закона о судебной реформе?
Плюс в том, что ВККС все же будет обновлена, а ее членов будут избирать на конкурсе, где задействуют международных экспертов. Кроме этого, в ВККС будет запрещено избирать бывших членов ВСП, который также будет сокращен с 16 до 12. Есть шанс, что его покинут наиболее одиозные члены.
Также ВККС сохраняет определенную самостоятельность, она сама может утверждать свой регламент (предлагалось, чтобы регламент утверждал также ВСП).
Плюсом называют также тот факт, что ВСП будет проверять на добродетель специально созданная Комиссия добродетели и этики, но будет утверждать состав комиссии сам же ВСП, что, опять же, не имеет смысла без обновления самого совета правосудия.
Если президент и его политическая сила действительно хотят реформировать судебную систему, они должны подать следующим законопроектом изменения к формированию ВСП. Без обновления ВСП новый состав ВККС и этическая комиссия имеют мало смысла.
Еще важным изменением в судостроение является то, что количество судей Верховного суда сокращают с 200 до 100. То есть действительно добросовестных чистых судей может стать еще меньше.
Поскольку порядок формирования ВСП определен Конституцией, то президенту следует в ближайшее время подавать соответствующий законопроект.
Автор: Екатерина Одарченко, политтехнолог, управляющий партнер компании SIC Group Ukrainе, Member of International association of political consultants (IAPC).