Папа на фронте: как взрослым отвечать на сложные вопросы детей

дівчинка з заплющеними очима

Психологи сейчас сталкиваются с множеством ситуаций, когда приходится давать ответы на сложные вопросы или искать их вместе с теми, кто приходит за помощью. Особенно деликатно надо относиться к вопросам детей, которые сталкиваются с травмирующими реалиями войны.

Расскажу о трех ситуациях, в которых пришлось давать советы взрослым, в основном мамам, как объяснить ребенку, почему папа так долго отсутствует, почему он вынужден воевать с чужаками и не разлюбил ли он за такое долгое время сына или дочь.

“Почему у меня папа воюет, а у других детей — нет?”

Алина, жена военного, который находится на фронте, рассказала о своем 5-летнем сыне, который ходит в садик. Он часто спрашивает: “Почему у меня папа воюет, а у других деток — нет?”.

Подобный вопрос может возникнуть у ребенка военнослужащего в любом возрасте. Как ответить ребенку и как поддержать его? Вот три шага:

  1. Признайте болезненные и тяжелые чувства ребенка: “Я могу только представить, как ты скучаешь по папе!”, “Конечно, тебе непросто, когда ты видишь других детей с папой”, “Это грустно, когда долго не видишь папу”.
  2. Найдите простые слова, чтобы объяснить непростые реалии: “Когда враг напал на нашу страну, наш папа решил сделать все, чтобы защитить нас. Мы гордимся им и его выбором. Пока он служит, мы ждем его дома. Мы также несем свою службу — учиться, развиваться, поддерживать и беречь друг друга”.
  3. Поддержите надежду и дайте опору: “Это очень тяжело, когда папы нет рядом, но ты должен помнить, что он всегда думает о тебе, гордится тобой и с нетерпением ждет встречи”.

“Почему другие папы приходят на праздник в садик/школу, а мой — нет?”

Множество пап не могут принять участие в важных моментах жизни ребенка из-за военной службы. Это вызывает много переживаний и мучительных вопросов у детей. Как поддержать ребенка, когда он чувствует себя брошенным и одиноким в важные моменты своего детства — пять советов.

1.Помогите ребенку почувствовать, что его чувства нормальны: “Я понимаю, тебе очень грустно, что папа не может быть с нами на празднике”.

2. Объясните, что папа очень хотел бы быть с ней/ним, но выполняет очень важную работу.

3. Если есть возможность, пусть папа оставит на такие случаи символические подарки для ребенка:

  • сердечко, брелок, фото, которые позволят почувствовать папу рядом;
  • игрушку, которая будет наблюдать за праздником от имени папы и потом все ему доложит;
  • записку, в которой есть слова ободрения, поддержки или любви.

4. Поговорите о связи между родными людьми. Она может быть физической и эмоциональной.

Скажите что-то вроде “Бывает так, что человек физически близко, но его мысли далеко. Бывает так, что человек далеко, но мысленно он всегда рядом. Да, хочется, чтобы папа был рядом и телом, и душой. Но пока он на службе, ты всегда в его мыслях и сердце”.

5. Предложите вместе сделать что-то особенное для папы, когда он вернется, или вместе подготовить ему сюрприз, который он сможет увидеть, даже находясь далеко. Таким сюрпризом может стать запись видео для папы, как прошел праздник.

“Когда папа вернется?”

Один из самых сложных вопросов детей, которые разбивают сердца взрослых.

Как дать правдивый и в то же время успокаивающий ответ? Предлагаю несколько вариантов.

1. Выразите свою поддержку ребенку: “Я могу только представить, как ты соскучился/соскучилась по папе”, “Это так трудно ждать и не знать, когда наступит момент встречи”, “Наверное, тебе очень грустно и хочется как можно скорее увидеться с папой”.

2. Будьте максимально честными.

Например: “Папа сейчас выполняет важную миссию, чтобы защитить нас. К сожалению, мы не знаем, сколько будет длиться война и когда мы сможем увидеться, но папа думает о тебе каждый день и тоже скучает.”.

3. Если известно об отпуске или времени возможной встречи, можно использовать наглядный или сделанный собственноручно календарик для отсчета времени, чтобы ребенку было легче понять, как долго еще ждать.

4. Если встреча может сорваться и вы не хотите давать ребенку напрасную надежду, попробуйте направить внимание на то, как бы ребенок хотел провести время с папой, что ему рассказать и показать.

Например: “К сожалению, я не знаю, когда мы увидимся с папой, но мы надеемся, что это произойдет в ближайшие месяцы. Но пока мы его ждем, давай подумаем, как бы ты хотел/хотела провести время с папой? Давай составим список, чтобы ничего не забыть”.

5. Чтобы помочь ребенку почувствовать немножко больше контроля над ситуацией, предложите вести дневник, собирать фото и видео о событиях, которыми он или она хочет поделиться с папой. Можно сделать коробочку для предметов, которые бы отражали главные успехи, о которых хочется сообщить папе после его возвращения.

Ольга Товпеко детский психолог, кандидат психологических наук
Категории: Общество