Выборы – это не болезнь, но они ярко подсвечивают невротическую природу общественно-политических процессов и отношений власти в Украине.
Подобно неврозу личности, невроз общества тоже является производной внутреннего конфликта – например, между актуальными потребностями и представлениями о допустимых способах их удовлетворения, или между разнонаправленными, но равнозначимыми интересами.
Иногда конфликт растет из противоречий между защитными тенденциями, и в общественной плоскости может проявляться, например, в сосуществовании противоречащих друг другу исторических мифов.
Невроз проявляет себя даже в цифровых социологических данных. Свежее исследования трех социологических компаний (КМИС, Центра Разумкова и группы Рейтинг) зафиксировало, что подавляющее большинство избирателей — 84% от общего числа – намерены принять участие в предстоящих выборах президента в ближайшее воскресенье.
При этом почти столько же – 83% – считают, что результаты выборов будут фальсифицированы. Половина от этого большинства уверены в тотальном характере фальсификаций.
Что это, как не свидетельство сосуществования в умах украинских избирателей двух конфликтующих убеждений: выборы заведомо нечестные и участвовать в выборах все равно нужно?
И это не единственные признаки невротического расщепления общественного сознания, которые не просто проявляются в ходе избирательных кампаний, из года в год, но и ощутимо влияют на их результаты.
Можно выделить два сюжета, которые стабильно воспроизводятся на выборах – особенно это касается президентских кампаний, построенных по принципу победитель получает все.
Фатализм и Фантазия
Несмотря на то, что в своих оценках силы влияния результатов выборов на судьбу Родины респонденты соцопросов демонстрируют сдержанный реализм (только каждый третий считает, что выборы все изменят к лучшему; еще треть считает, что не изменят ничего вообще), они скорее всего лукавят.
Потому что практически каждая президентская кампания в Украине строится как эпическая битва Добра и Зла, от которой зависит не только счастье страны на многие поколения вперед, но и само ее существование.
Преувеличенно серьезное отношение к выборам главы государства смотрится особенно контрастно на фоне того, как мало они в итоге меняют. Все хронические проблемы Украины – бедность, коррупция, вялое экономическое развитие – остаются с нами и после выборов, с каким бы результатом они не закончились.
Тем не менее, фантазия о сильном лидере, который придет и наведет порядок, оказывается удивительно живучей и воспроизводится от выборов к выборам.
Нынешняя кампания довела этот прием до логического предела, выдвинув на лидерские позиции не просто кандидата-джокера, а кандидата, чей политический капитал произведен на фабрике грез.
Владимиру Зеленскому приписывают много лидерских качеств, часть из которых действительно свойственна реальному человеку, а не его экранному воплощению – Василию Голобородько. Тем не менее, без волшебной силы искусства Зеленскому трудно было бы пробиться на верхние строчки президентского чарта, конкурируя не только с многоопытными политиками старой школы, но и с политиками новой генерации – не факт, что менее одаренными и успешными лидерами, чем он.
Потенциальный риск президентства Зеленского связан не столько с тем, что люди проецируют на реального, неопытного и довольно неловкого в украинских политических джунглях человека, вымышленный образ народного супермена, а в том, что и сам Зеленский, похоже, является заложником собственноручно созданной иллюзии, что в жизни все как в кино, ничего сложного, “я готов!”.
Обратной стороной свойственной украинскому избирателю веры в невозможное является невозможность веры, точнее глубокая и глубинная убежденность в том, что все в этом мире предопределено, причем не нами, и от обычного человека мало что зависит.
Украинский политический фатализм не просто отлично сосуществует с фантазиями о политической магии и перевоплощениях, он ее компенсирует. Если идея о том, что все возможно признается фантазией, то реальной должна стать идея о том, что невозможно ничего.
Невротизм личности и общества как раз и проявляется в систематических провалах поправок на реальность. Соразмерность требований и возможностей – более надежный путь к здоровой организации политических процессов.
Патернализм и эмансипация
Значительная часть политических лозунгов на этих и всех предыдущих выборах касается того, что кандидат намеревается дать своим избирателям в случае победы. Касается ли это обещаний снизить цены, посадить коррупционеров, принести мир – все они конструируют власть как институт производства неких социальных благ.
Между тем, это далеко не единственное и тем более не безальтернативное понимание власти.
Если в классических демократиях претенденты на пост президента предпочитают оперировать местоимением мы (сделаем Америку великой снова, да, мы сможем), то демократия по-украински вращается вокруг идеи я – вам (президент – слуга народа, честный президент будет служить людям, цена на газ для населения будет снижена вдвое).
Люди ждут от власти не идей, возможностей, диалога о будущем или партнерства. Люди ждут избавления от проблем и тягот повседневной жизни.
Украина – бедная страна, и пока это так, выборы тут будут делаться на давальческом сырье.
Патерналистские установки в украинском обществе все еще сильны, и на фигуре президента сходятся все силовые линии, которые в идеале должны подчиняться закону нормального распределения.
Именно поэтому президентский пост в Украине крайне токсичен. Одним из драйверов президентских выборов является фантазия о великом избавлении.
Президент, олицетворяющий весь блеск и нищету (в основном нищету) власти, неизбежно становится олицетворением зла: всех несбывшихся надежд на изменения и коллективного бессилия что-либо поменять.
Подобно поглотителю запаха в холодильнике, власть быстро вбирает в себя все пороки и начинает дурно пахнуть. Пришедший в негодность поглотитель нужно выбрасывать, но в то же время важно понимать, что не он является источником запахов. Украинская практика показывает, что уход провинившегося политика не означает автоматического избавления от пороков системы.
Склонность к выстраиванию патерналистских отношений с властью рано или поздно оборачивается бурным желанием от этой власти освободиться. Стремление заполнить образовавшуюся пустоту новым поглотителем запаха, и тем самым запустить очередной цикл — невротическое.
В то же время нынешняя кампания несет в себе ростки будущего оздоровления. Речь идет о полной непредсказуемости результатов выборов, что наблюдается, пожалуй, впервые за новейшую историю. Способность функционировать в условиях неопределенности – один из важнейших признаков здоровой личности. Для общества это тоже работает.
Автор: Светлана Чунихина, политический психолог.