PCEtLSDQndC1INC00L7QsdCw0LLQu9C10L3QsCDRgNC10LrQu9Cw0LzQvNCwIGZ1bGxzY3JlZW4gLS0hPg==
ФАКТЫ iPad / iPhone ФАКТЫ Android
Николай Мельник
Автор: Николай Мельник

Расходы, доходы и внешний кредит: что заложено в государственном бюджете 2020

5 ноября Кабинет министров Украины презентовал государственный бюджет на 2020 год.

В обновленном проекте учли решение СНБО и комиссии по распределению средств на инвестпроекты.

Государственный бюджет на 2020 год является несколько дефицитным — 95 млрд грн, что на 5 млрд грн больше, чем в 2019 году. Выросла доходная и расходная части — 53 млрд грн и 58 млрд грн. В то же время государственный долг, к сожалению, не уменьшается, и денег на его погашение нет. Поэтому на перекредитование по внешним обязательствам в следующем году пойдет 300 млрд грн, — рассказывает аналитик Николай Мельник.

С одной стороны, перекредитование — это абсолютно нормальная практика, с другой — смущают условия при отсутствии положительных результатов в переговорах с МВФ.

По условиям соглашения с МВФ, заключенного в ноябре 2018 года, Украина должна была получить кредиты по ставке 1%, в 2019 году размещает евробонды под 7%, а ОВГЗ (облигации внутреннего государственного займа) под 14-16%. Поэтому перекредитование может усилить долговую нагрузку на Украину.

По сравнению с 2019 годом, уменьшается доход от рентной платы на 153 млн грн. Такое уменьшение происходит за счет не только закрытия убыточных шахт, но и уменьшения добычи лесных ресурсов и специального использования воды.

Исходя из того, что основными плательщиками ренты за специспользование воды являются спецпредприятия, мы можем предположить, что внезапный переход украинской тяжелой промышленности на более энергоэффективные технологии повлечет или уменьшение объемов производства, или создание преференций для определенных предприятий в ручном режиме.

Читайте: Бюджет 2020: на сколько вырастет заработная плата и пенсия

Размер поступлений от ренты за добычу газа фактически не увеличивается по сравнению с 2019 годом, что говорит об отсутствии явного увеличения добычи голубого топлива, а соответственно, абсолютно не соответствует декларируемым намерениям правительства получить энергетическую независимость от Российской Федерации.

Доходы от акциза увеличиваются на 2 млрд грн (2,5%), в то же время уменьшаются прогнозируемые поступления от производителей табачной и ликеро-водочной продукций.

Также планируется резко нарастить доходы от акцизного сбора за импорт горючего на 25% (8 млрд грн). Исходя из того, что ставки налога не меняются, больше машин в Украине вряд ли станет. Эта цифра свидетельствует или о ее непривязанность к реальности, или о намерении получить эти деньги благодаря борьбе с контрабандой горюче-смазочных материалов.

На 30% (500 млн грн) уменьшается поступление от уплаты экологического налога за загрязнение воздуха двуокисью углерода стационарными источниками загрязнения.

Это опять же говорит, что или предприятия в Украине станут более экологичными, или нас ждет продолжение деиндустриализации украинской экономики.

Научно-экспертное управление Верховной Рады Украины отмечает, что ряд статей проекта бюджета на 2020 год допускает возможность управления государственными расходами в ручном режиме, без соответствующего экономического обоснования направлений и объемов распределения бюджетных средств, что не соответствует требованиям ст. 95 КУ, согласно которой исключительно законом О Государственном бюджете Украины определяются любые расходы государства на общественные потребности, размер и целевое направление этих расходов.

Читайте: Бюджет 2020: расходы на Кабмин и исполнительные органы власти уменьшили

В госбюджете на 2020 год речь идет о предоставлении Кабинетом министров Украины государственных гарантий по таким направлениям, как финансирование проектов, направленных на укрепление конкурентных преимуществ украинских предприятий, но непонятным остается смысл понятия конкурентные преимущества.

Читайте: Как повысят зарплаты полицейским, пограничникам и нацгвардейцам в 2020 Обновленный госбюджет 2020 предусматривает рост пенсий Бюджет 2020: в сфере медицины приоритетной будет неотложная помощь

Также определено, что к доходам общего фонда государственного бюджета 2020 в части финансирования должны прийти поступления от реализации государственных резиденций, государственных дач, домов отдыха, оздоровительных учреждений, другого недвижимого имущества, находящихся на балансе органов государственной власти и других государственных органов, образованных органами государственной власти предприятий, учреждений и организаций, которые используют средства государственного бюджета.

Однако нет приложения, которое содержало бы исчерпывающий перечень указанных заведений, информацию о запланированных доходах, которые будут получены от продажи каждого из них. Также нет информации об объеме таких поступлений по результатам текущего бюджетного периода.

Читайте: Без повышения налогов и с сокращением дефицита: Гончарук о бюджете 2020

Итак, во-первых, к моменту принятия парламентом государственный бюджет на 2020 год может измениться.

Во-вторых, в Украине минимум 1/3 экономики находится в тени, а соответственно, предусмотреть реальные объемы производства и занятости довольно трудно. В-третьих, бюджет имеет тенденцию меняться в течение года.

Автор: Николай Мельник, генеральный директор аналитической группы Левиафан.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вверх Вверх
Вверх

    Нашли ошибку в тексте?

    Ошибка