Заверения не являются гарантиями: откуда взялась идея “моста в НАТО” и зачем она Украине

Україна-НАТО

Фото: Depositphotos

Что НАТО не хочет дать Украине — так это официальное приглашение. Официально стало известно, что бывший премьер Нидерландов Марк Рютте станет генсеком Альянса уже осенью, после того, как Йенс Столтенберг, как он и мечтал, займется другими делами.

Имеет полное право, он был генсеком почти с самого начала российской агрессии против Украины, а за более чем два года полномасштабной войны сделал больше, чем все предыдущие генсеки за всю историю существования НАТО. Однако настоящие оценки поставит только история, пока говорить рано.

Что же теперь Рютте, откуда взялась идея моста и зачем она Украине?

Вспомним недавнее интервью Байдена, где он непрозрачно намекал, что НАТО не для Украины, а Украина не для НАТО. Мол, войну Украина может выиграть и без вступления в военно-политический блок.

Цивилизованный мир на практике оказался не готов к мезальянсу с Киевом, несмотря на громкие политические заявления и действительно беспрецедентную поддержку.

Мост — это якобы подготовка пути для Украины, чтобы она за пять минут смогла вступить в НАТО, когда на то будет политическая воля союзников.

Фото: Факты ICTV

И здесь уже пора всем протрезветь. Политическая воля не предполагается здравым смыслом.

Даже если поверить в то, что Венгрия и Словакия вдруг станут откровенно проукраинскими, вспомнят, что они обе когда-то сами выбрали евроатлантический путь развития, а не российское бездорожье стагнации, то главной преградой для нашего государства все равно останется статья Североатлантического договора, которая предусматривает, что в случае нападения на страну НАТО, весь блок НАТО вступает в драку.

Именно поэтому в Альянс никогда не берут страны, в которых идет война, потому что, по логике, НАТО должна автоматически воевать с Россией.

25 июня в Верховной Раде проходили дискуссии в рамках Парламентской Ассамблеи НАТО.

То есть депутаты стран Альянса приехали послушать наших депутатов и лидеров мнений, и сами что-то рассказать. Мне повезло — я имел возможность там выступить и задать несколько вопросов.

Давайте математически

До полномасштабной войны в Украине было чуть больше 40 млн граждан, согласно данным Государственной службы статистики на 1 февраля 2022 года, и особого бэби-бума никогда не наблюдалось.

С началом полномасштабной войны из Украины уехали почти 8 млн. Столько пересечений границы зафиксировала Государственная пограничная служба за первые четыре месяца 2024 года.

Остается около 33 млн человек, в России — более 140 млн на начало 2024 года, согласно докладу Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук (РАН).

Ко всему, американская помощь была полгода заблокирована. Оно, конечно, as long as it takes, но есть нюансы.

Очевидно, что все договоренности с Россией будут только во благо самой России, и она их никогда не будет выполнять. Были, знаем.

Фото: Факты ICTV

По тому же Будапештскому меморандуму, Россия обязана беречь территориальную целостность Украины. Но мы помним о тонкостях перевода — assurances are not guarantees.

Но так рисковать — откровенно, страшно. Нужны новые подходы, новое видение, новые идеи. Как раньше — уже не будет.

Именно поэтому я поделился своими впечатлениями от происходящего с высокими гостями украинского парламента. Эти обещания впустить Украину в открытую дверь НАТО когда-то потом очень напоминают ситуацию, когда онкобольной приходит к врачу, а тот ему говорит:

— Сходи пока в церковь, помирись с женой, сделай ремонт в квартире, перепроси соседей, что может ты когда-то шумел, а тогда уже мы сделаем тебе операцию или направим на реабилитацию, потому что вдруг ты и сам выздоровеешь.

Пока я вижу, что мы живем во времена, когда Украина вынуждена вести переговоры о том, что и так ей принадлежит. Это не только территории, но и язык, культура, право жить так, как хотят сами украинцы. Складывается впечатление, что на уступки надо идти перед здравым смыслом.

Не заканчивать на негативной ноте

Я верю, что все можно изменить и реформировать. Верю, что можно сдвинуть с места даже такую коренастую и бюрократизированную махину, как НАТО.

Когда-то Столтенберг сказал, что пока он руководитель этой организации, с его словами придется считаться. Несмотря на все протесты и блокирование венгров, сегодня мы имеем новый и довольно эффективный орган — Совет Украина-НАТО.

Новый генсек Рютте еще не вступил в должность, но уже также продемонстрировал решимость — Венгрия не будет блокировать помощь Украине, да и его кандидатуру тоже согласовала.

Будапешт требовал письменных гарантий. Но как они, эти гарантии, должны были выглядеть — так никто и не понял. Кто знает, может и мост в НАТО когда-то пригодится.

Владимир Рунец специальный корреспондент, международный обозреватель телеканала ICTV