Убойный футбол не входит в категорию “замысловатого” кино с неоднозначной концовкой. Но лента 2001 года прочно держится в перечне культовых картин о спорте, очаровавших не одно поколение зрителей.
Во время просмотра фильм заставляет переживать невероятные по уровню драматические и радостные эмоции.
Как Убойный футбол стал культовым
Бессмысленно. Абсурдно. Чертовски весело! Убойный футбол практически не учитывает правила спорта, но важно не это. Ведь зритель получает множество забавных эпизодов в сочетании с боевым искусством кунг-фу.
Режиссер не придерживается “привычных” правил кинематографа и предпочитает несколько абсурдные приемы в своей работе.
Как низкобюджетному фильму за $10 млн из Гонконга удалось завоевать поклонников со всего мира, каким образом фильм Убойный футбол повлиял на поп-культуру и о чем на самом деле эта лента — читайте далее в Фактах ICTV.
Сюжет фильма Убойный футбол
В центре событий оказывается парень по имени Син (Стивен Чоу), бывший монах Шаолиня. Он пытается найти свое место в обществе и хочет вернуть кунг-фу былую славу среди боевых искусств.
Однажды он встречает бывшего футболиста по прозвищу Золотоногий (Нг Ман-Тат), который был вынужден завершить свою карьеру.
Сину приходит в голову создать футбольную команду, совместив футбол и кунг-фу, и попасть на спортивный турнир. Чтобы воплотить замысел, они обращаются за помощью к братьям-монахам.
Вместе они собирают команду мечты с необычными игроками и создают собственный уникальный стиль — смесь кунг-фу и футбола, благодаря чему их шансы на успех в противостоянии с другими противниками значительно увеличиваются.
Уникальный киностиль
Лента Стивена Чоу Убойный футбол — это не только веселая комедия, но и новаторская работа в жанре боевых искусств.
Будучи фанатом Брюса Ли с детства, Чоу добавил в свой фильм компьютерную графику так, что она расширила потенциал жанра, а не перегрузила его. Таким образом он создал новый тип фильма о боевых искусствах.
При этом Убойный футбол придерживается основных принципов боевых искусств. То есть фильм иллюстрирует концепцию Шаолиня о том, что боевые искусства предназначены прежде всего для физического и умственного развития, а не для боя.
В то же время футбол выступает средством для переосмысления себя. Своими приемами режиссер позволяет зрителю пережить почти детские эмоции, некий катарсис от просмотра гиперболизированного любительского матча.
Спецэффекты, которые на первый взгляд кажутся глупыми, на самом деле раскрывают смысл истории. Например, когда мяч после удара превращается в огненного дракона.
Убойный футбол не зацикливается на жанрах спортивной драмы или комедии, или же истории боевых искусств. Он сочетает все эти элементы, да еще и с примесью фэнтези.
Комедия
Зарекомендовал собственное видение кинокомедии Стивен Чоу в фильме-пародии Из Китая с любовью. Он является сторонником традиции slapstick, то есть буффонады, которая теперь может показаться архаичной.
Однако именно этот некогда чрезвычайно популярный и иногда незаменимый элемент киноповествования превратил Убойный футбол в культовую картину.
Следует обратить внимание, как виртуозно сочетается искусство кунг-фу со сверхъестественными силами: вратарь использует тайцзы, чтобы вызвать ураган, который уничтожит всю команду соперника.
Кроме того, отсутствие какого-либо цинизма добавляет повествованию отдельного юмористического оттенка. Особенно неожиданны музыкальные номера посреди фильма о монахах-футболистах.
Кинореференсы
Свою культурную значимость Убойный футбол углубил аллюзиями на восточный и западный традиционный кинематограф.
Режиссер отдал дань Брюсу Ли, одев вратаря в желтый костюм, похожий на одежду легендарного мастера боевых искусств и звезды фильма Игра смерти.
Стивен Спилберг с его классическим Парком Юрского периода также не остался без внимания.
Чоу решил спародировать сцену с вибрацией воды, которая в оригинале ознаменовала приближение тираннозавра, а в Убойном футболе превратилось в предупреждение о важном событии.
Кроме того, зритель может найти сходство режиссерских решений с культовыми Матрицей и 2001: Космической Одиссеей. Конечно, Чоу придерживался комедийной философии, поэтому сцены имеют карикатурный вид.
Культурное влияние
Благодаря уникальному воплощению Убойный футбол 2001 года запечатлел место аутентичного феномена не только для простых зрителей, но и для следующего поколения создателей.
Эдгар Райт, британский кинорежиссер и сценарист, в своем списке лучших спортивных фильмов для The Independent заявил, что Убойный футбол повлиял на создание фильма Скотт Пилигрим против мира:
– Позвольте гонконгским волшебникам создать лучший футбольный фильм всех времен. Комедия Стивена Чоу на стадионе – это абсолютное буйство кунг-фу, сверхспособностей и визуальных приколов. Она оказала огромное влияние на мой собственный фильм Скотт Пилигрим.
Эксцентричность и гиперболизация в фильме классической техники кунг-фу послужила материальной базой для популярного анимационного сериала Аватар: Последний защитник.
Создатели мультфильма Брайан Конецко и Майкл Данте ДиМартино в интервью для журнала Nickelodeon Magazine Presents утверждали, что некоторые боевые сцены Аватара вдохновлены трюками именно из Убойного футбола.
Фото: Universe Entertainment