Обычная ангина у 8-летнего Чарли Друри спровоцировала развитие редкого аутоиммунного синдрома, который кардинально изменил поведение ребенка.
Ученые начинают выяснять, как эта бактериальная инфекция может оказывать влияние на мозг.
Ангина перешла в аутоиммунный синдром: что известно
На восьмой день рождения Чарли Друри все было как обычно: торт, подарки, друзья.
Но вечером его мама заметила тревожные перемены — у сына дергался глаз, он постоянно нюхал руки. Впоследствии поднялась температура, и врачи диагностировали стрептококковую ангину.
Казалось бы, ничего ужасного. Но уже через несколько недель привычная жизнь семьи превратилась в настоящий ужас.
Чарли стал настолько чувствительным к запахам, что мать перестала готовить еду дома. Он не давал к себе прикасаться, по ночам не спал, отказывался есть и мыться. Бросался вещами, у него появились галлюцинации, ребенок перестал читать и писать.
Из жизнерадостного, успешного школьника он превратился в чужого, истощенного ребенка.
Врачи долго не могли понять, что происходит с Чарли. Только через несколько недель ему поставили диагноз — PANDAS.
Это малоизвестный аутоиммунный синдром, при котором после стрептококковой инфекции у ребенка внезапно возникают тяжелые неврологические и психические симптомы: теки, панические атаки, агрессия, бессонница, сильные боли, нарушения поведения, расстройства питания.
Заболевание считается редким: примерно один случай на 12 тыс. детей ежегодно. Чаще его диагностируют у мальчиков до начала полового созревания.
Ученые считают, что у некоторых детей с определенной генетической предрасположенностью иммунитет “путает” цель: вместо борьбы с инфекцией он атакует собственные ткани мозга — особенно базальные ганглии, отвечающие за эмоции, движения и поведение.
Это вызывает настоящий неврологический кризис.
Подобный эффект наблюдался и после других инфекций — гриппа, Covid-19, болезни Лайма.
Хотя теория все еще вызывает споры, все больше исследований указывают на воспалительные процессы в мозгу таких пациентов.
Впрочем, некоторые врачи до сих пор не признают PANDAS, а родители таких детей вынуждены бороться не только с болезнью, но и с недоверием медицинской системы.
Сегодня PANDAS признан международными организациями: например, ВОЗ добавила его в свою классификацию болезней.
Хуже всего это потерянное время, указывают специалисты.
Если начать лечение на ранней стадии, можно обойтись антибиотиками, противовоспалительными препаратами и даже обычными обезболивающими.
Но если болезнь запустить, нужна более серьезная терапия: иммуноглобулины, переливание плазмы, а иногда постоянная поддержка на всю жизнь.
PANDAS и его более широкий аналог PANS остаются малоизученными и редко диагностируются. Нет ни точных тестов, ни биомаркеров, ни визуальных изменений на снимках мозга.
И все же наука двигается вперед. В США и Британии растет количество специалистов, работающих над новыми методами диагностики и лечения. Появляются фонды, поддерживающие семьи, исследования и обучение врачей.
Но главное, чего не хватает сегодня, это осведомленности, подчеркивают специалисты.