Новая холодная война в планы России не входит, считает российский политолог, доктор исторических наук Лилия Шевцова, передает Новое время.
— Готова Россия к конфронтации с западной цивилизацией? Едва ли. Но можно ли тогда считать российского лидера камикадзе? Путин не похож на человека со склонностями к суициду. Он должен понимать, что полноценная конфронтация с Западом будет непосильной военной задачей для слабеющей российской экономики.
Куда более важен тот факт, что маргинализированная и изолированная от мира Россия больше не будет сверхдержавой; сохранение статуса сверхдержавы – главное, если не единственное достижение Путина в глазах россиян. И с учетом интересов российского класса рантье, чье благосостояние зависит от интеграции с Западом, становится ясно, что новая холодная война в планы РФ не входит, — отмечает она.
Читайте: МИД Украины резко ответил России
Шевцова считает, что санкции в ответ на войну в Украине оказались шоком для Кремля, а сам Путин воспринял их, как удар в спину.
— Российские элиты, чьи уши были полны мантрами об уступках, промахнулись, рассчитывая, что Запад примет новую реальность. Так что западные умиротворители несут как минимум косвенную ответственность за действия Кремля, — отмечает она.
По ее мнению, минские соглашения создали у РФ впечатление, что Запад рано или поздно согласится на миропорядок, к которому она стремится.
— Этот миропорядок предусматривает, что каждый игрок трактует правила, как хочет; в нем нет четких границ между миром и войной, силой и законом, реальностью и имитацией, союзником и врагом. Этот неоднозначный порядок – лучшие условия для того, чтобы российский класс рантье мог поддерживать свои связи с “Лондонградом”, но в то же время изолировать российское общество от западных ценностей. Он также позволил бы РФ удерживать Запад, не получая ответных мер, и разваливать Запад изнутри.
Читайте: Россияне разоблачили Киселева
Какое чудное изобретение – минимальные затраты и огромные выгоды! Холодная война, напротив, была глупой стратегией. Куда лучше убедить врага участвовать в вашем цивилизационном проекте, — отмечает эксперт.
Однако, по ее словам, на пути к реализации этой стратегии Россию поджидают две ловушки.
— Первая – то, что пригасить пламя милитаризованного патриотизма непросто; необходимость поддерживать образ “осажденной крепости” может помешать Кремлю заключить сделку с Западом. Вторая ловушка, с западной точки зрения, — это знаменитая Уловка-22: любая сделка, которая позволит Кремлю интерпретировать правила по своему желанию, поставит под вопрос ценности Запада. Но отказ от сделки может привести к тому, что российский слон начнет громить западную посудную лавку. Либеральные демократии вряд ли готовы к столкновению с ядерной державой, — считает Шевцова.
Фото: Getty images