Россия ищет альтернативные пути доступа к временно оккупированному Крыму на фоне атак ВСУ на Керченский мост. Оккупанты рассматривают возможность строительства подводного тоннеля, который соединил бы украинский полуостров с территорией РФ.
Такую информацию обнародовало издание The Washington Post, ссылаясь на данные, “перехваченные украинскими спецслужбами”.
В статье говорится, что российские и китайские бизнесмены, имеющие связи в правительстве, провели секретное обсуждение планов строительства подводного тоннеля “Россия-Крым”.
РФ надеется создать транспортный маршрут, который будет защищен от атак со стороны Украины.
Как утверждает издание, переговоры проходили в конце октября. Они спровоцированы растущей обеспокоенностью РФ относительно безопасности моста, незаконно построенного через Керченский пролив. Он является ключевым логистическим маршрутом для обеспечения российской армии.
При этом Керченский мост уже дважды был поврежден во время атак – 8 октября 2022 и 17 июля 2023 года. Он остается законной и уязвимой целью для украинских войск.
Переговоры по строительству тоннеля свидетельствуют о намерениях РФ сохранить контроль над оккупированным полуостровом. Кроме того, они сигнализируют о растущей зависимости Москвы от Китая.
Участие Китая в переговорах по туннелю
WP утверждает, что одна из крупнейших строительных компаний Китая выразила готовность поучаствовать в строительстве подводного тоннеля из РФ в Крым. Издание ссылается на перехваченные электронные письма, “предоставленные украинскими чиновниками”.
– Подлинность сообщений подтверждена другой информацией, полученной The Washington Post, включая файлы регистрации компаний, которые демонстрируют, что в Крыму недавно был сформирован российско-китайский консорциум с участием лиц, упомянутых в электронных письмах, – говорится в статье.
По данным WP, в электронных письмах, распространенных среди участников консорциума в последние недели, упоминаются встречи с представителями Китая в оккупированном Крыму. В сообщении от 4 октября говорится, что Китайская железнодорожно-строительная корпорация CRCC “готова обеспечить строительство железнодорожных и дорожных объектов любой сложности в Крымском регионе”.
Ранее эта государственная китайская корпорация неоднократно сотрудничала с РФ, в частности, помогала в расширении линий метрополитена Москвы.
В полученных изданием документах гендиректором российско-китайского консорциума, базирующегося в оккупированном Севастополе, указан бизнесмен из РФ Владимир Калюжный. Он отказался ответить на вопрос WP о проекте тоннеля. Калюжный заявил, что не будет предоставлять никакой информации “вражеским СМИ”, после чего резко прекратил разговор.
В одном из электронных писем, на которые ссылается WP, Калюжный писал, что имеет “письмо от наших китайских партнеров о готовности одной из крупнейших компаний Китая CRCC принять участие в роли генерального подрядчика в строительстве тоннеля под Керченским проливом”.
Сообщение было отправлено в октябре Георгию Мурадову, который считается “постоянным представителем Республики Крым при президенте РФ”. Мурадов не отреагировал на просьбу издания о комментарии.
Имена шести из девяти директоров-основателей консорциума не указаны в регистрационных файлах.
Электронные письма также свидетельствуют о попытках Китая сохранить секретность. В одном из писем сказано, что CRCC будет участвовать в проекте тоннеля только при условии “строгого соблюдения полной конфиденциальности”, а название компании в контрактах будет заменено на “другое, не связанное с ним юридическое лицо”.
В другом письме упоминается китайский банк, готовый “конвертировать свои долларовые средства в рубли для перевода в Крым” на финансирование проектов консорциума.
В электронных письмах упоминается и обсуждение консорциума с руководителем CRCC, идентифицированным как Сюй Хуасян (Xu Huaxiang). Именно так зовут вице-президента и заместителя гендиректора международного подразделения компании CRCC.
Трудности строительства и риски для Китая
По мнению официальных лиц США и экспертов, идею строительства подводного тоннеля между РФ и оккупированным Крымом будет сложно реализовать.
Строительство может занять годы, и на это нужно будет потратить миллиарды долларов. К тому же, подобные работы никогда не осуществлялись в зоне боевых действий.
Однако, по словам экспертов, РФ это может не остановить. Как объяснил эксперт по отношениям между Москвой и Пекином Александр Габуев, не сумев достичь решающей победы в войне против Украины, Россия “стыкается с риском того, что Украина будет пытаться взорвать Керченский мост в течение следующих лет”.
Эксперты объяснили изданию, что строительство тоннеля под Керченским проливом технически осуществимо. И Китай имеет необходимый опыт и оборудование. Однако это будет огромный проект, сравнимый по масштабам со строящимся уже восемь лет туннелем между Данией и Германией, его стоимость, по прогнозам, превысит $8,7 млрд, и когда он будет построен, то станет самым длинным тоннелем в Европе.
Эксперты отметили, что подводный тоннель вряд ли удастся завершить вовремя, чтобы помочь РФ в ее военных усилиях. Однако Москва может рассматривать его как долгосрочную инвестицию, призванную обеспечить стабильную связь с оккупированным Крымом.
По оценке технических экспертов, подземные работы могут проводиться с минимальным риском. Однако тысячи работников, дорогостоящее оборудование и большие строительные площадки будут находиться в пределах досягаемости украинских ракет. Поэтому РФ и Китай, вероятно, не смогут использовать новые методы строительства с привлечением больших дноуглубительных судов. У них не будет другого выбора, кроме как использовать традиционную технологию бурения тоннелей.
Проект подводного тоннеля “Россия-Крым” также создаст политические и финансовые риски для Китая. Пекин никогда официально не признавал временно оккупированный Крым “частью РФ”. И китайские компании могут попасть под экономические санкции, наложенные США и Евросоюзом на Москву.
– Учитывая риски санкций и саботажа, американские чиновники и эксперты выразили удивление тем, что CRCC рискует быть вовлеченным в это дело, — говорится в статье.
Издание предполагает, что Китай, вероятно, будет настаивать на хотя бы частичном владении подводным тоннелем. Кроме того, Пекин мог бы профинансировать проект и получать оплату либо в виде пошлин, либо за счет экспорта российской нефти и газа.