Вечером 9 июня в странах Евросоюза закрылись избирательные участки, на которых избирались 720 евродепутатов в Европейский парламент на следующие 5 лет.
Перед выборами среди обозревателей существовало беспокойство относительно возможности правых политических сил набрать значительное больше мест в Европарламенте, чем в предыдущие созывы. Впрочем, этого не произошло. Большинство осталось за центристами, а новую коалицию, как и в предыдущие годы, снова возглавят правоцентристы, социал-демократы и либералы.
И хотя должность президента Еврокомиссии следующие пять лет вновь будет занимать немка Урсула фон дер Ляйен, ультраправые политические силы, все же, набрали больше, чем в прошлом.
Кроме того, только на следующий день после завершения выборов значительное влияние уже произошло на правительства как Франции, Бельгии, так и Германии.
Что изменилось в Европарламенте и странах ЕС, а также почему выборы в Европарламент 2024 важны для Украины — для ответов на эти вопросы Факты ICTV пообщались с политологом Игорем Рейтеровичем.
Барометр Европы: результат выборов в Европарламент
Традиционно, выборы в Европейский парламент служат определенным инструментом для измерения политических настроений среди населения стран-членов ЕС, даже если там нет параллельных выборов в национальные парламенты. Это волеизъявление европейцев не стало исключением и продемонстрировало, что хотя современная Европа и остается сторонницей право- и левоцентристских сил, все же, определенное смещение в сторону крайних политических спектров среди европейцев растет.
На этот раз, состав Европейского парламента на 2024-2029 годы составит:
- правоцентристская Европейская народная партия (ЕНП) — 185 евродепутатов;
- левоцентристская политгруппа прогрессивных социалистов и демократов (S&D) — 137;
- левоцентристская группа Renew Europe — 79;
- правая политгруппа Европейские консерваторы и реформаторы (ЕКР) — 73;
- ультраправая политсила Идентичность и демократия (I&D) — 58;
- левоцентристская группа Зеленых — 52;
- ультралевая группа (Левые) — 36
- и беспартийные — 100.
Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, которая является представительницей крупнейшей политической группы ЕНП в Европарламенте, вероятно, останется на своей должности.
Суммарно группы ЕНП, S&D и Renew имеют 401 мандат. Для переизбрания фон дер Ляйен нужно иметь 361 голос евродепутатов. С одной стороны, кто-то в коалиции может не поддержать ее кандидатуру, поэтому внутри этих политических семей будут продолжаться переговоры. С другой стороны, неформально к правящей коалиции могут присоединиться отдельные беспартийные евродепутаты, количество которых в рамках этого созыва Европарламента возросло.
Вместе с тем, сама Урсула фон дер Ляйен уже заявила, что в своих намерениях сформировать правящую коалицию, она будет ориентироваться на “проевропейские и проукраинские” силы, которые руководствуются верховенством права.
Но из-за увеличенного количества ультраправых сил в ЕП, дискуссии по различным вопросам — от миграции до поддержки Украины — могут иметь осложненный характер.
В целом, по словам Игоря Рейтеровича, эти результаты выборов подтвердили определенную тенденцию на рост популярности ультраправых и популистов, хоть это и не даст им возможности серьезно изменить политику Европейского Союза.
— Тот курс, которым шел Европейский Союз предыдущие годы, с большой вероятностью, сохранится. Будут определенные нюансы, поскольку все же придется уделять больше внимания вопросам, которые важны для правых и в определенной степени для популистов. Но в целом эти выборы не привели к кардинальному изменению ситуации, — объясняет он.
Поэтому, отмечает политолог, эти правые тенденции надо учесть, но для Украины, например, нет повода для переживаний.
Политические колебания в отдельных странах Европы
Учитывая, что выборы в Европарламент 2024 стали определенной “лакмусовой бумажкой” относительно политических настроений в европейских странах, это не могло не проявиться в отдельных государствах-членах ЕС.
Так, во Франции президент Эммануэль Макрон объявил о роспуске парламента и новых выборах из-за проигрыша своей политсилы в Европарламенте.
В Германии правящая социал-демократическая партия канцлера Олафа Шольца продемонстрировала отсутствие такой поддержки, которая была ранее, фактически, потеряв свои позиции.
А премьер-министр Бельгии Александер Де Кроо объявил, что уходит в отставку. Хотя в этой стране параллельно проходили выборы в национальный парламент.
По словам Игоря Рейтеровича, не менее интересна ситуация и в Венгрии, где оппозиционные силы хоть и не одержали победу, но получили значительно больше, чем рассчитывалось. Правящая партия Фидес, где лидером является венгерский премьер Виктор Орбан, вместе с партией KDNP, в свою очередь, получили исторический минимум поддержки избирателей — 44,52%, что даст в Европарламенте лишь 11 мандатов. Это на 8% и на 2 мандата меньше, чем в прошлом.
— Он, конечно, выиграл, но он получил меньше всех предыдущих выборов в Европарламент, в которых участвовала, собственно, его политическая сила, — говорит Рейтерович.
Франция
Шокированный результатами выборов в Европарламент, вечером 9 июня президент Франции объявил о роспуске национального парламента и объявлении первого тура выборов уже на 30 июня. Второй тур должен состояться 7 июля.
Причиной для этого стала победа праворадикальной партии Национальное объединение политика Марин Ле Пен, которая получила на выборах в Европарламент 31,5%. Это более чем вдвое превышает долю партии Макрона — Возрождение, которая заняла второе место с 15,2% голосов, немного опередив социалистов, занявших третье место с 14,3% голосов.
— Я решил вернуть вам выбор вашего парламентского будущего путем голосования. Поэтому я распускаю Национальное собрание сегодня вечером… Это решение серьезное, тяжелое. Но это, прежде всего, акт доверия. Доверия к вам, мои дорогие соотечественники. Вера в способность французского народа принять наиболее справедливое решение, — сказал Макрон в своем вечернем заявлении.
По словам Игоря Рейтеровича, этот рискованный шаг с переизбранием членов нацпарламента, когда на выборах в Европарламент большинство получила оппозиционная к Макрону политсила, может положительно повлиять на власть внутри Франции.
— То, что Макрон так быстро объявил выборы, это, на самом деле, хитрый политехнологический ход. Он сейчас находится в той ситуации, когда ему по крайней мере это выгоднее, чем через полгода или через год, — объясняет политолог.
По его словам, сейчас Макрон пытается воспользоваться эмоциональным состоянием французского общества своей страны, которое шокировано победой ультраправых сил в парламенте.
— Он пытается быстро воспользоваться тем, что происходит, для того, чтобы сохранить влияние и не допустить Мари Ле Пен к власти на уровне Французской республики, — объясняет политолог.
Эксперт добавляет, что традиционно как явка, так и результаты, в выборах в Европарламент и парламент Франции, могут быть разными.
— Явка, например, на французских выборах будет больше, чем средняя явка к выборам в Европарламент. И вот как раз есть необходимость объединиться против ультраправых. Явно, что они (ультраправые, — Ред.) сейчас допустят какие-то ошибки, например, на уровне каких-то заявлений. Они не удержатся… Поэтому Макрон политтехнологически сделал очень правильно, — объясняет эксперт.
Вместе с тем, напоминает Рейтерович, у правого политика Ле Пен риторика в отношении России, с которой раньше у нее были теплые отношения, сейчас несколько изменилась. Поэтому украинцам не стоит ожидать серьезного переформатирования правительства Франции.
Германия
Не менее показательной была картина в Германии, где соцдемократическая партия канцлера Олафа Шольца заняла лишь третье место (14%). Ее обошла даже ультраправая пророссийская партия Альтернатива для Германии (16,5%).
Первое место (29,5%) на выборах в Европарламент в Германии получила оппозиционная консервативная Христианско-демократический союз/Христианско-социальный союз (ХДС-ХСС).
Несмотря на такие печальные результаты для Шольца, говорит Рейтерович, не похоже, что немецкий канцлер будет объявлять перевыборы в Германии.
— Не факт, что Шольц их (выборы, — Ред.) объявит. Хотя его, конечно, к этому будут склонять. Но ему эта история не очень выгодна. К тому же, давайте не будем забывать, что там все же ХДС получили большинство. А это не популисты и не ультраправые. Поэтому для Украины принципиальные изменения могут быть, — говорит политолог.
По мнению эксперта, пока также речь не идет и о вотуме недоверия правительству канцлера со стороны Бундестага, поскольку такие шаги, как недоверие парламенту, возможны, как правило, при наличии серьезных политических кризисов. А такого кризиса сейчас в Германии нет.
Как отмечает Рейтерович, канцлер Олаф Шольц, похоже, наоборот, будет пытаться оттянуть досрочные выборы, апеллируя к тому, что в Германии растут ультраправые движения. А потому действующему немецкому правительству следует еще поработать, считает эксперт, чтобы уменьшить активность той же партии Альтернатива для Германии.
А даже если это (досрочные выборы, — Ред.) и произойдет, я думаю, что все равно в Германии будет коалиция, которая будет стоять на нормальных правоцентричных позициях. И точно они с Альтернативой для Германии не захотят иметь чего-то общего. Особенно после последних заявлений, которые делали представители этой партии, об оправдании (военизированных формирований нацистов, — Ред.) СС, — говорит политолог.
Венгрия
Что касается Венгрии, то здесь значительно улучшил свои позиции Петер Мадяр, лидер недавно созданной политпартии Тиса. Во время выборов в Европарламент партия Мадяра получила 29,74% (7 мандатов).
Сам оппозиционный политик Мадяр уже объявил, что результат станет “началом конца” для действующего премьера Виктора Орбана.
В отличие от Орбана, лидер партии Тиса симпатизирует Евросоюзу и НАТО. Кроме того, у него нет таких симпатий к России, которые есть у действующего венгерского премьера.
Польша
Примечательна ситуация в соседней для Украины Польше, где хоть большинство получила партия Гражданская коалиция (37,06) премьера Дональда Туска, но значительно усилила свои позиции антиукраинская партия Конфедерация, которая имеет 12,08%.
Бывшая партия власти — Право и справедливость — заняла второе место с 36,15%.
По мнению Рейтеровича, рост поддержки антиукраинских правых сил в Польше является следствием той расшатанной ситуации в аграрной отрасли, на которой политические баллы себе зарабатывали, прежде всего, именно представители партии Конфедерация.
— Нравится нам это или нет, но они сыграли на антифермерских украинских настроениях и получили себе какую-то там дополнительную поддержку, — говорит политолог.
Вместе с тем, учитывая примерно распределенную поровну поддержку правящей Гражданской коалиции среди поляков, а также консервативной партии Право и справедливость, украинской власти следует осторожно сотрудничать с ними обеими: поддерживать контакты как с официальной властью, так и, собственно, с оппозицией.
В то же время Украине придется вовремя реагировать на различные протесты, которые будут в будущем в Польше, поскольку “понятно, что Конфедерация будет на этом играть и в дальнейшем”, потому что “увидели, что это дает результат”.
Реакция рынков на выборы в Европарламент
Как пишет Reuters, частичный успех ультраправых сил на выборах в Европарламент повлиял на рынки, поскольку после результатов евро резко упал.
Параллельно с этим, указывает Financial Times, французские облигации обесценились, что привело к дальнейшему падению общеевропейских индексов.
Так, региональный индекс Stoxx Europe 600 потерял 0,8%, немецкий Dax упал на 1%, а лондонский FTSE 100 — на 0,4%.
Колебался и курс евро, который снизился на 0,5% и достиг месячного минимума в $1,0764, а также 21-месячного минимума против фунта стерлингов в 84,53 пенса.
Как пишет FT, падению гособлигаций Франции способствовало решение Эммануэля Макрона назначить досрочные парламентские выборы.
В то же время Bloomberg указывает, что разрыв между доходностью базовых облигаций Франции и Германии увеличился до 54 базисных пунктов, что является самым высоким показателем с января 2024 года.