Генеральный секретарь ООН не может встречаться с лицами, на арест которых Международный уголовный суд выдал ордер, либо встречи могут проводиться в исключительных случаях.
О таких случаях секретариат ООН должен информировать МУС, заявил постпред Украины в ООН Сергей Кислица.
Визит Гутерриша на БРИКС в РФ — реакция Кислицы
Около 20 лет тому назад Генассамблея ООН утвердила документ, регулирующий любую потенциальную встречу между представителем секретариата ООН и лицом, в отношении которого выдан ордер на арест МУС.
– Может случиться так, что лица, в отношении которых МУС выдал ордер на арест, будут целенаправленно добиваться встречи с официальными лицами ООН, чтобы продемонстрировать свое пренебрежение к МУС и попытаться подорвать его авторитет…
От ООН требуется воздерживаться от любых действий, которые могут препятствовать деятельности Суда и его различных органов, включая прокурора, или подорвать авторитет его решений, — процитировал документ Кислица.
Так, между секретарем ООН и лицом, преследуемым МУС, не должно проводиться никаких торжественных встреч, следует избегать обычных визитов вежливости к ним. То же касается приемов, фотосессий, участия в торжествах по случаю национальных праздников.
В то же время генсек и его заместители могут вступать в прямой контакт с таким лицом только “в целях решения фундаментальных вопросов”, влияющих на способность ООН и ее различных подразделений, программ и фондов осуществлять свой мандат в соответствующей стране, в том числе по вопросам безопасности, объяснил дипломат.
Однако ни Совбез, ни Генассамблея, не давали поручений генсеку ООН взаимодействовать с БРИКС в Казани, а тем более принимать приглашение от лица, по которому МУС выдал ордер на арест.
– Мы ждем от ООН четкой информации о том, какие “фундаментальные вопросы” необходимо было решить на саммите БРИКС с лицом, по которому МУС выдал ордер на арест, — добавил Кислица.
Кроме того, в ООН должны были заранее проинформировать письмом прокурора МУС, а также главу Ассамблеи государств-участников Римского устава о намерении генсека встретиться с Путиным, в отношении которого выдан ордер на арест, и разъяснить причины необходимости такой встречи. Как отметил Кислица, “будет интересно увидеть это письмо”.