После вторжения России в Украину в 2022 году теневой флот РФ стал важным инструментом для обхода международных санкций.
Об этом пишет Элизабет Брау, старший научный сотрудник Трансатлантической инициативы по безопасности Атлантического совета, в своем материале для издания Politico.
Риски теневого флота для НАТО
Состоящий из судов, работающих вне официальной системы судоходства, теневой флот РФ представляет опасность для легального судоходства, прибрежных государств и морской среды.
Однако наибольшая угроза заключается в его потенциальном использовании для стратегических морских перевозок.
Эти перевозки предусматривают транспортировку военного снаряжения, горючего и другого важного оборудования, необходимого для армии.
Если Россия или ее союзники решат начать новый военный конфликт, теневой флот может стать важным элементом в военной логистике.
Рост флота-призрака
До введения санкций теневой флот РФ состоял из нескольких сотен судов, которые перевозили товары в Иран, Венесуэлу и Северную Корею. Но после введения ограничений цены на российскую нефть в декабре 2022 года он вырос и составляет 17% мирового нефтяного танкерного флота.
По приблизительным оценкам, сейчас обслуживают интересы РФ более 1 тыс. торговых судов.
Эти суда принадлежат непрозрачным компаниям, которые работают без надлежащего страхования гражданской ответственности и ходят под флагами стран с минимальным морским опытом, таких как Габон.
Западные судовладельцы продают старые корабли теневому флоту, чем помогают Москве обходить ограничения.
– Даже если санкции отменят, часть этих судов не вернется в легальную торговлю. Некоторые из них находятся в непригодном состоянии, а другие продолжают работать в зонах с низкими затратами, – отметил Свейн Рингбаккен, генеральный директор норвежской морской страховой компании DNK.
Проблемы стратегического транспорта США
То, что Россия может использовать теневой флот для военных перевозок, вызывает беспокойство в НАТО. Но в то же время стратегический морской транспорт США также находится в затруднительном положении, пишет издание. Большинство американских судов устарели, их количество значительно уменьшилось.
Сейчас морская администрация США располагает лишь 92 судами по сравнению с 2 277 в 1950-х годах.
На сегодняшний день 17 из 44 судов, эксплуатируемых Транспортным командованием США, имеют возраст более 50 лет. Так как 90% американского военного оборудования поставляется в Европу по морю, возможности этой логистической системы значительно сократились.
На фоне этого Россия, благодаря теневому флоту, имеет дополнительный потенциал для перевозок, что может быть использовано в случае эскалации конфликта в Украине.
Напомним, ГУР Украины сообщило об идентификации 238 танкеров, которые обеспечивают России возможность обходить санкции и получать прибыль от экспорта нефти.