Мы уже общались с директором по развитию Work.ua Сергеем Марченко, который рассказал, кого ищут работодатели.
А советник министра экономического развития Украины, HR-координатор Светлана Котляревская объяснила специфику работы на государство и почему вам стоит попробовать свои силы на этом поприще.
Сегодня разговор с Александром Юрьевым. Это руководитель маркетплейса Crafta.ua. Вы узнаете, реально ли заработать на handmade, выбрав Интернет рынком сбыта.
— Трендвотчер из Нидерландов Сюзанна Скальская в Киеве заявила, что за ручным трудом – будущее. Согласны?
— Наверное, Сюзанна в первую очередь имела ввиду ручное производство. И я с ней согласен.
С одной стороны, многие из нас уже сейчас не готовы ходить на завод/в офис и выполнять рутинную задачу.
Мы живем на стыке двух трендов: люди хотят и делать, и покупать.
С другой — сегодня прослеживается большая потеря качества и интереса к товарам массового производства. Люди готовы платить за что-то более интересное.
— Но это не означает, что ручная работа дешевле массового производства?
— Цена не может быть высокой или низкой — она должна быть справедливой. Цена должна отвечать непосредственно товару по его каким-то особенностям, характеристикам, внешнему виду и так далее. Покупая, вы должны платить не за бренд, который потратил много денег на маркетинг, и не за сам факт того, что это ручная работа.
— Покупая через Интернет я все равно рассчитываю на цену ниже.
— Верно, ведь производитель как минимум не тратит деньги на аренду. До последнего времени в handmade дороговизной часто злоупотребляли, играя на тренде, мол, это ручная работа, которая априори должна быть дорогой.
Сейчас рынок выравнивается. Все меньше товаров с неадекватными ценами, много альтернативы.
— Почему украинцы все равно покупают ширпотреб из Китая?
— Часто предложенный товар настолько одинаковый, что нет смысла искать лучший. И если он одинаковый, то на первый план выходит цена.
Рынок ручной работы не готов играть по этим правилам, он не пытается сделать что-то аналогичное дешевле. Товары, которые делают руками априори должны быть лучше, оригинальнее, уникальнее. Поэтому handmade понемногу разрушает вышеупомянутый тренд и на первый план выходит товар, а не его цена. Я уверен, что если товар будет лучше, вы заплатите за него больше.
— Мне кажется, люди не готовы идти к качеству, наоборот – в стране кризис, так что актуален приоритет экономии.
— Рынок электронной коммерции в Украине в среднем за год растет на 50-60%, а рынок handmade – в несколько раз быстрее (сейчас он в основном офлайн: выставки, ярмарки). Поэтому я считаю, что на любой товар есть потребитель. И у нас достаточное количество людей, готовых покупать достойные товары, ориентируясь не только на цену.
— Рынок онлайн растет за счет офлайн?
— Безусловно. Но, что важно, handmade растет в целом.
— Правильно ли я понимаю, что украинцы делают качественные ручные изделия, но проблема с входом на рынок?
— Нет, сейчас уже многие понимают, как продвигаться. Проблема больше в потребителях, которые недооценивают ручную работу.
Нужно время, чтобы потребитель, 20 лет пользуясь товарами из Китая, увидел в handmade ценность.
А это большая работа, как нашей площадки, так и производителей.
— На вашем сервисе представлены в основном профессиональные мастера?
— Есть продавцы, для которых ручная работа – хобби. Есть те, у кого уже построен успешный бизнес офлайн, также с сайтами и так далее. Для них мы всего лишь канал продаж. Но есть и люди, которые пытаются создать бренд с нуля и именно у нас.
Я знаю человека, который занимался продажей оборудования, и в какой-то момент вспомнил, что у него всегда был интерес к резьбе по дереву. В течение нескольких лет он построил успешный бизнес на посуде и мебели.
— Почему люди чаще всего отказываются работать руками на себя?
— Например, сильно ограничивает финансовый фактор. Всем нужно кормить семьи.
— Handmade не станет источник стабильного и высокого дохода?
— Для старта нужна определенная свобода, вера в себя. Соответственно, запас прочности, как финансовой, так и в голове.
Сейчас люди чаще рискуют (кто-то вынужденно), и у многих получается. Параллельно с основной работой украинцы часто занимаются ручным делом пока не накопят некий запас прочности, а также не придет понимание, что handmade – уже не просто подработка.
— Сколько мастеров зарегистрированы на вашем сервисе?
— Около 7 тыс., которые продают примерно 25 тыс. изделий.
Мы начинали с 2 тыс. мастеров в апреле 2016 года. Сейчас сконцентрировались на развитии платформы, которая всех устроит, а не на массовом привлечении мастеров.
— 7 тыс. – это много или мало?
— Сложно судить абсолютными значениями. Но в некоторых категориях конкуренция приличная.
— Например?
— Несколько лет назад handmade ассоциировался исключительно с украшениями, аксессуарами, безделушками и так далее. Да, эта ниша заполнена. Сейчас же можно купить: мебель, одежду, бытовые товары, которые раньше завозили из Китая и так далее.
— Что продается больше?
— Товары повседневного пользования: одежда, посуда, косметика, мыло. То, что нужно, а не просто то, что вы хотите купить из каких-то эмоциональных побуждений.
— Эко-еда?
— Эко-еда в первую очередь маркетинговый ход. Не вся эко-еда, так же, как и товар, может быть сделана с душой. Handmade же видит потребителя, его потребности, постоянно видоизменяется и улучшается. Массовое производство часто не видит клиента в принципе, в нем важны себестоимость, цена, маржа.
— Что продается из еды?
— Все, что угодно: например, кондитерские изделия (именно авторские).
— Резьба по дереву?
— Да, и еще по металлу.
— Одежда?
— Практически любая. Если раньше это были футболки с принтами, то сейчас люди шьют джинсы, куртки и обувь.
— Какова стоимость таких джинс, обуви, еды?
— Цены на подобные изделия зависят от множества факторов: от материалов, которые используются при их создании, до техники исполнения и уровня мастера. Стоимость похожих на первый взгляд изделий может отличаться у разных мастеров.
— Вы или ваши знакомые тоже одеваетесь в handmade?
— Да, некоторые предметы гардероба и аксессуары я предпочитаю покупать у мастеров.
— Техника?
— Это сложнее, требует многих комплектующих. К электронике мы еще, наверное, не дошли.
— Если я захочу войти на рынок handmade, то проще это сделать изготавливая более сложные товары, нежели аксессуары?
— Ниша безделушек насыщена достаточно и она со временем теряет интерес. Повседневные товары наоборот — вытесняют машинное производство, они интереснее, они лучше, они иногда дешевле, они могут быть дешевле и это способствует тому, что этот рынок огромен.
— Огромен в Украине?
— Да.
— В одном интервью вы говорили, что количество сделок в мире исчисляется миллионами…
— Поскольку украинский рынок в большинстве офлайн, его практически невозможно подсчитать. Мы больше ориентируемся на скорость роста, нежели на его абсолютный объем. Видим, что он растет и хотим в нем укрепляться.
— Вы просчитывали, сколько в среднем может заработать мастер?
— Вы заработаете столько, сколько хотите. Если этому посвятить жизнь, тогда нужно делать классные вещи и тратить на них достаточно много времени.
Не сомневаюсь, вы найдете ту аудиторию, которая будет вам платить за handmade.
— Что на счет экспорта? Согласитесь, лучше продавать ручную работу в долларах.
— Наш разговор не совсем об экспорте: мы хотим развивать украинский рынок, у нас нет задачи покупать дешево в Украине и продавать за доллары или евро за границей. Это путь быстрого заработка, но не путь создания отрасли. Мы понимаем, что в нашем случае маржа меньше, но вот такие у нас немного идеалистические мотивы.
— То есть, вы работаете на внутренний рынок?
— Да, чтобы украинцы продавали украинцам.
— Но есть много примеров, когда украинцы продавали и продают свою продукцию в Западную Европу. Разве это плохо?
— Безусловно, таких примеров множество. Украинские мастера, получившие опыт на внутреннем рынке, со временем начинают осваивать зарубежный. В этом им помогают специализированные интернет-площадки для продажи хендмейда, самые популярные среди них — Etsy и DaWanda.
Одно из главных преимуществ работы на западный рынок – это возможность продавать те же изделия по более высоким ценам, чем в Украине.
Самая запоминающаяся история успеха украинского мастера в Европе и США, – забавные закладки для книг MyBookmark, за 5 лет мастер выполнил почти 11 тыс. заказов.
Еще один яркий пример – бренд Ohhio, всего за год размещения на Etsy было более 3 тыс.продаж их пледов крупной вязки.
— Как долго будет расти рынок онлайн?
— Думаю, что не через год, не через два, и вряд ли в ближайшие несколько лет рост остановится. Не менее пяти лет он будет расти — до насыщения еще очень далеко.
Пока он очень ситуативный. Нет культуры покупки handmade в принципе. На этом этапе он почти весь в офлайн.
— Как проверять качество товара?
— Handmade не будут покупать вот так: накидал в корзину, оформил заявку и оплатил. Мы строим подобие сообществ с плотным общением. Все потребители общаются напрямую с мастерами, могут выяснять какие-то детали или просто обсуждать интересные им темы.
Мы создаем сообщество. Кому-то интересно покупать, кому-то продавать, кто-то просто интересуются какими-то новинками. Мастер может даже показать процесс производства.
— Где заканчивается handmade и начинается промпроизводство?
— Там, где заканчивается творчество. В каждой вещи есть душа. Даже если человек не делал ее своими руками, а занимался проектированием, он всегда может качественно отличить свое от работы другого мастера.
В массовом варианте производитель не всегда может отличить свою китайскую подделку от другой китайской подделки.
Поэтому когда ты производишь уникальный продукт для каждого потребителя, да еще и с душой – это handmade. А если работа ради наполнения склада – уже нет.
Общался Ростислав Буняк.