Что случилось?
16 декабря ветераны АТО объявили боевиками “ДНР” и “ЛНР” ультиматум: если не будут освобождены украинские заложники на протяжении 7 дней – оккупированные территории Донбасса будут подвергнуты тотальной блокаде торговли.
Сегодня, 26 декабря народный депутат Семен Семенченко напомнил, что истек срок ультиматума и объявил о начале блокады оккупированного Донбасса.
Ветераны АТО также говорили о создании штаба блокады для координации своих действий.
Организаторы добавили, что по сравнению с 2014-2015 годами в нынешнем году торговля с оккупированными территориями увеличилась, а на некоторых направлениях даже в три-пять раз.
Бывший и.о. руководителя штаба батальона Айдар Валентин Лыхолит обещает не пропускать металл, уголь, древесину, а также промышленные партии алкоголя и сигарет.
— Мы не будем ограничивать мирных жителей, которые проносят еду — хлеб, воду и гречку, — добавил Валентин Лыхолит.
С чего все началось?
В ноябре 2014 года Петр Порошенко ввел в действие решение СНБО – первый шаг к экономической блокаде. Согласно решению, бюджетные учреждения и банки нужно было вывести с оккупированных территорий.
В январе 2016 года было введено ограничение поставок товаров в псевдореспублики Донбасса, которое со временем ужесточалось.
Что сейчас с торговлей?
В ноябре советник министра по делам оккупированных территорий Юрий Грымчак рассказал о том, что Кабинет министров готовит расширенный список продуктор для торговли с “ДНР” и “ЛНР”.
— Предлагается решить со всеми сторонами с нашей стороны, расширить перечень товаров, которыми можно будет торговать с этой территорией. В первую очередь, это продукты питания. Мы готовимся реинтегрировать эту территорию в правовое поле Украины. Мы должны понимать, что в ближайшее время, согласно всем договоренностям “нормандского” и минского формата, эта территория снова будет территорией Украины, — сказал Грымчак.
Советник СБУ Юрий Тандит также высказался по поводу возможной блокады:
— Там и так сотни машин, которые стоят в очередях целыми днями, а потом водители вынуждены уезжать от линии разграничения, потом утром снова возвращаться… То что там блокировать? Там нет грузов, туда уже никто ничего не переправляет.
Как известно, Украина сегодня покупает уголь в зоне АТО. 23 декабря глава Минэнерго Игорь Насалик сказал:
— Мы диверсифицировали поставки угля антрацитовой группы не только на государственных компаниях, но и на частных ДТЭК и ТехНова. Стратегически мы планируем уменьшать зависимость от антрацита на 30%. И через 3 года полностью отойдем от угля антрацитовой группы из зоны АТО
Все “За”
В 2015 году нынешний генпрокурор Юрий Луценко (а тогда народный депутат), комментируя законопроект об ограничении въезда граждан и ввоза грузов на оккупированные территории, навел плюсы этого решения:
— Оставить все, как есть, будет означать заморозить конфликт: дальше кормим боевиков, они прекрасно чувствуют себя, условно “бабушки” молчат, потому что им всего хватает, и продуктов, и пропаганды.
Полную блокаду сегодня поддержал, к примеру, советник главы МВД Зорян Шкиряк:
— Лично я — за экономическую блокаду. Я имею в виду за прекращение любых коммерческих отношений с временно оккупированными районами Донецкой и Луганской областей.
16 декабря с поддержкой блокады выступил и секретарь СНБО Александр Турчинов:
— Если решать радикально, то есть только один механизм. И я сторонник этого варианта — запретить любые перемещения товаров и грузов… Лично моя позиция: идет война и все должны работать на победу. Полная изоляция оккупированной территории значительно приблизит сроки ее освобождения.
Все “Против”
Политолог Евгений Золотарев в 2015 году говорил:
— Тотальной блокады не будет. Обмен товарами все равно происходит. Если его ограничат окончательно, станет процветать контрабанда.
По словам политолога, свободный пропуск грузов на границе между Россией и оккупированным Донбассом в случае полной блокады Киева может сблизить “ДНР” и “ЛНР” с Россией.
В июля 2016 года заместитель министра по делам оккупированных территорий Георгий Тука также раскритиковал блокаду:
— Блокада не может длиться долгий период, она должна иметь эффект “шоковой терапии”. К сожалению, мы этого не поняли в свое время и получили рублевую зону, территорию Украины, наводненную российскими товарами, контрабанду.
Министр по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Вадим Черныш выступает против блокады, передает Интерфакс-Украина:
— Если вы хотите, чтобы страна прошла осенне-зимний период без отключения света по всей территории Украины, то необходимо иметь возможность перемещать уголь, иначе мы будем иметь проблему по всей стране.
В ответ на поддержку блокады Александром Турчиновым партия Опозиционный блок заявила:
— Предложение блокады Донецкой и Луганской областей, высказанное секретарем СНБО Александром Турчиновым, – это призыв к преступлению против граждан Украины. Призыв к блокаде двух областей – это призыв к расколу страны, к дискриминации наших граждан на государственном уровне.