PHNjcmlwdCBkYXRhLW91dHN0cmVhbS1pZD0iMTMxOSIgZGF0YS1vdXRzdHJlYW0tZm9ybWF0PSJmdWxsc2NyZWVuIiBkYXRhLW91dHN0cmVhbS1zaXRlX2lkPSJGYWt0eV9GdWxsc2NyZWVuIiBkYXRhLW91dHN0cmVhbS1jb250ZW50X2lkPSJmYWt0eS5pY3R2LnVhIiBzcmM9Ii8vcGxheWVyLmFkdGVsbGlnZW50LmNvbS9vdXRzdHJlYW0tdW5pdC8yLjExL291dHN0cmVhbS11bml0Lm1pbi5qcyI+PC9zY3JpcHQ+

Удар по обнальщикам: ГФС перекрыла серые схемы с НДС

Фискальная служба запустила собственную систему блокировки рисковых налоговых накладных (СМКОР).

Удар по обнальщикам: ГФС перекрыла серые схемы с НДС

Она заметно отличается от минфиновской модели, работавшей во второй половине прошлого года. Система стала более интеллектуальной и, по отзывам бизнес-ассоциаций и предпринимателей, не создаст особых проблем легальному малому и среднему бизнесу. Благодаря ей в бюджет ежемесячно будут поступать миллиарды гривен, выведенных из тени.

22 марта стал черным днем для теневого рынка схемных налоговых кредитов и обналички. В автоматическом режиме заработал новый порядок блокирования налоговых накладных/расчетов корректировки (НН/РК). Организовывать аферы с фиктивным НДС, обманывая государство, мошенникам станет теперь на порядок сложнее.

Главная мишень системы, придуманной налоговиками, – это “скрутки”. Поясним, как они работают. Например, импортер фруктов официально завозит апельсины в страну, продает их оптовикам на рынке и получает наличные. Но кэш официально не оприходует, а дополнительно зарабатывает на нем. Посредники-обнальщики организовывают так называемые “скрутки”, в которых, кроме обладателей кэша также участвуют компании, желающие под небольшой процент обналичить свои безналичные средства (например, чтоб сэкономить на налогах и часть зарплаты сотрудникам выплатить в конвертах). Таких немало. В итоге,  к примеру, строительная компания, которой государство оплачивает по безналу ремонт дорог, зачем-то вдруг вагонами скупает апельсины. Разумеется, реально такие сделки проходят только на бумаге. СМКОР подобные мошеннические сделки вычисляет и блокирует.

Система блокировки начала работать еще в июле прошлого года. Увы, первая минфиновская версия СМКОР оказалась несовершенной. Блокировались налоговые накладные, в том числе и  реального сектора экономики, что вызывало достаточно большое количество жалоб. В конце минувшего года систему временно приостановили, проверки рисковых накладных снова перевели в ручной режим.

Новую систему дорабатывали почти три месяца. Причем главную роль в разработке СМКОР-2 играл уже не Минфин, а ГФС. Именно фискальная служба теперь отвечает за разработку критериев риска. Опрошенные эксперты считают, что ключевые пункты раздора в работе системе удалось нейтрализовать благодаря передаче контроля над ней специалистам ГФС, а также тесному диалогу с представителями бизнес-сообщества.

Работа над ошибками

Новая система стала более интеллектуальной и избирательной. Ее основной принцип – выделить из общей массы только те предприятия, которые сами по себе вызывают подозрения. К примеру, компания создана несколько месяцев назад, у нее явно подставной директор (занимает аналогичную должность еще в десятках других юрлиц),  фактически нет активов, но, тем не менее, фирма резко наращивает обороты. Операции такого плательщика новая автоматическая система проанализирует очень тщательно. А вот операции предприятий реального сектора с позитивной репутацией и историей не будут проходить проверку.

– Критерии рискового налогоплательщика мы пытались выписать так, чтобы они однозначно указывали на плательщика, занимающегося пересортом. Собственно, это – налогоплательщик, зарегистрированный на похищенные, потерянные документы, зарегистрированные на подставных лиц, – отмечает Николай Чмерук, директор Департамента мониторинга доходов и учетно-отчетных систем.

Если у системы на первом этапе возникнут вопросы, она автоматически проанализирует налогоплательщика по всем остальным критериям, сформулированным специалистами ГФС.

– Если у предприятия реальный, а не подставной директор, если оно продает товары или услуги конечному потребителю – населению, и имеет налоговую нагрузку не менее 3%, его вообще не будут проверять, – говорит эксперт Института общественно-экономических исследований Юрий Федчишин.

– Несмотря на увеличившееся количество этапов проверки, их критерии достаточно лояльны к малому и среднему бизнесу. Поэтому предложенные ГФС новации в десятки раз уменьшат количество остановленных документов в системе блокировки налоговых накладных, – утверждает Николай Чмерук.

По словам вице-президента Украинского союза промышленников и предпринимателей Юлии Дроговоз, новая система является более сложной, так как добавились критерии рисковости плательщиков, помимо рисковости самих операций. Но это действительно привело к очень существенному снижению количества ошибочных блокировок.

– В этом году жалоб и нареканий гораздо меньше. По крайней мере, из тех предпринимателей, кого блокировали в 2017 году, сейчас мне никто пока не звонит, – уточняет Дроговоз.

Бизнес услышали

Большинство предпринимателей также позитивно воспринимают усовершенствование критериев и функционала СМКОР. По мнению директора департамента экономической политики Федерации работодателей Украины Сергея Саливона, с запуском новой версии количество автоматически заблокированных налоговых накладных должно сократиться за счет совершенствования соответствующих критериев блокировки.

– Каких-то глобальных проблем, как было год назад с первых дней старта предыдущей версии СМКОР, незаметно. Ни в социальных сетях, ни в бухгалтерских интернет-сообществах, в которых идет основное обсуждение рабочих аспектов, целенаправленного негатива и критики со стороны специалистов не наблюдается, – говорит руководитель общественной организации Всеукраинское ядерное общество, член общественного совета при ГФС Татьяна Потопальская.

Тот факт, что СМКОР стала работать более точечно и избирательно, подтверждает и глава Ассоциации налогоплательщиков Украины Григол Катамадзе. По его мнению, решение передать систему фискальной службе было правильным.

– После того, как доработку автоматизированной системы отдали под опеку ГФС, у нас, наконец-то, поинтересовались позиций бизнеса и спросили, в чем именно недочеты? Дискуссии были жаркими, но много предложений услышали и учли. Не хочу ничего прогнозировать, боюсь сглазить. Но судя по первым отзывам из регионов, в этот раз все должно получиться, – отметил Катамадзе.

Еще одно преимущество новой системы, шаг навстречу предпринимателям – упрощение процедуры разблокировки накладных и перенос оспаривания “на места”.  Речь идет о введении двухуровневой системы принятия решений и безусловности их принятия после определенного периода.

– Если заблокировали налоговую накладную, плательщик подал документы и его объем текущих обязательств за этот месяц до 30 млн грн, тогда комиссия на региональном уровне при ГФС должна рассмотреть документы в течение 5 дней. И принять решение о регистрации или отказе. Если объем текущих обязательств до 30 млн грн и комиссия не приняла решения (не рассмотрела) дело, в силу вступает принцип молчаливого согласия – налоговые накладные автоматически регистрируются. Это – позитивное новшество обновленной системы, – говорит Юлия Дроговоз.

Для сравнения: в прошлом году жалобы принимались исключительно комиссией центрального аппарата, что в результате растягивало срок рассматривания на достаточно длительный срок. Комиссия, работая круглосуточно, физически не могла рассмотреть все обращения плательщиков.

– Важно, что нас услышали. Мы, как представители крупного бизнеса, ратовали за автоматическую электронную систему уже давно. Надеемся, что его преимущества оценит и добропорядочный малый бизнес, который в прошлом году вынужденно оказался в заложниках у системы, – прокомментировала исполнительный директор европейской бизнес ассоциации Анна Деревянко.

Назад к схемам

Однако есть у новой системы и оппоненты. Народный депутат, член парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики, Татьяна Острикова уверена, что любая автоматизация системы блокировки налоговых накладных в украинских реалиях неэффективна и себя не оправдала».По мнению Остриковой, противостоять вбросу в систему фиктивного НДС должен эффективный орган финансовых расследований, который еще не создан. Выходит, что пока идут споры о концепции СФР, схемы могут продолжать работать?

На протяжении последних двух с половиной месяцев регистрация и расчеты корректировки налоговых накладных осуществлялись в ручном режиме. Этого времени оказалось вполне достаточно, чтобы на рынок вновь вернулись фиктивные операции с налоговым кредитом. Пусть даже и в относительно небольшом масштабе.

– Тут же активизировались многочисленные желающие подзаработать на регистрации старых налоговых накладных и фиктивных схемных кредитах, – уточняет Татьяна Потопальская.

Эксперты утверждают, что реальный объем вброса могут оценить только в ГФС, любые цифры, которые могут всплывать в некоторых СМИ, берутся исключительно с потолка и являются не больше, чем спекуляциями.

– Что касается темы скруток, то логически можно предположить, что за эти два месяца работы в ручном режиме вбросы в систему увеличились. Оценить их объем под силу только сотрудникам ГФС. Со стороны бизнеса мы, к сожалению, не располагаем такой информацией, – говорит Ольга Богданова, глава общественной организации Палата налоговых консультантов.

– Оценить объемы реальные схемных кредитов за период бездействия автоматизированной системы фискалы смогут ближе к концу года,  – прогнозирует Татьяна Потопальская.

По словам Юрия Федчишина, автоматическая блокировка рисковых накладных – это компромиссное решение. Чтобы “похоронить” тему скруток насовсем нужна политическая воля на ужесточение контроля за покупкой и продажей товаров предпринимателями, которые работают по упрощенной системе налогообложения.

На днях глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина заявила, что налоговая либерализация возможно лишь после того, как в Украине будет фискализирован огромный объем наличных продаж, львиная доля которого сейчас нигде не фиксируется и не контролируется. Проще говоря, пока импортер апельсинов (мы с этого примера начинали публикацию) не перестанет получать за свой товар “серую наличку” с рынков и уличных торговых точек, соблазн для создания скруток или пересорта остается.

Читайте: Штраф за отсутствие кассовых аппаратов: на сколько и кого будут наказывать

– Не фискализированная огромная часть наличных продаж привела к тому, что мы не можем отпустить и либерализовать следующие шаги по администрированию налога (НДС) и поэтому давим огромное количество других плательщиков. Я имею в виду, большую часть товаров, импортируемых и продаваемых на крупных рынках Украины. Они продаются без учета… В Болгарии, в стране, которая еще только поднимается со дна, даже на рынке бабушка, которая продает зелень, должна пробивать это через кассовый аппарат, – сказала Южанина.

Таким образом, мяч сейчас на стороне депутатов. Как только центральный сервер ГФС сможет получать информацию о любой торговой операции – простора для мошенничества с НДС не останется. И система блокирования будет не нужна. Пока же СМКОР – нравится это кому-то или нет – единственное средство от серых схем.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Загружается…

Вверх Вверх
Вверх

    Нашли ошибку в тексте?

    Ошибка