Об этом на своей странице в сети Facebook заявил директор энергетических программ центра Разумкова Владимир Омельченко.
По его словам, такая ситуация возникает из-за того, что формула учитывает среднюю за 12 месяцев стоимость угля. Соответственно, на растущем рынке цена угля в Украине была ниже, чем цена на мировых рынках. Теперь, когда индикативная цена АРИ2 ARA пошла вниз, на украинском рынке это снижение отразится в будущих периодах.
— Хотел бы обратить внимание на свой тезис, что стоимость на украинский уголь согласно методологии НКРЭКУ будет постепенно расти относительно индекса APi2 ARA в период снижения цен на уголь на международных рынках. Это объясняется 12 месячным лагом между формированием цены угля на украинском рынке и индекативной ценой АРИ2 ARA. Зато в течение предыдущих почти двух лет данная модель в период роста цен на мировых площадках позволяла украинскому углю быть значительно дешевле относительно указанного индекса. Такие значительные диспропорции свидетельствуют о несовершенстве модели импортного паритета и позволяют заниматься некоторым политикам спекуляциями вокруг ценообразования, — сказал эксперт.
Владимир Омельченко также призвал экспертов энергорынка присоединиться к обсуждению проблемы и подчеркнул, что ее решением является появление полноценного рынка электроэнергии.
— На мой взгляд такую ситуацию можно исправить только с введением полноценного рынка электрической энергии и угля, — пишет он.
Читайте: Эксперт прокомментировал заявление президента о Роттердам+
Напомним, в 2016 году Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, утвердила методику расчета оптовой цены электроэнергии, которая базируется на европейском индексе цен на уголь. Формула Роттердам+ включает цену угля для производства электроэнергии, основанную на котировках угольного хаба ARA (средние за последние 12 месяцев) плюс доставку в украинский порт.