По мнению народного депутата, для того, чтобы средства, предусмотренные на обеспечение мероприятий по безопасности дорожного движения и уменьшения смертности и травматизма в результате ДТП, стоит, в частности, обратить внимание на то, что развитие безопасности дорожной инфраструктуры, на которую предусмотрено почти 1 млрд грн, будет вестись исключительно на дорогах государственного значения — то есть, за пределами населенных пунктов.
При этом строительство пешеходных переходов, кольцевых развязок и островков безопасности непосредственно в городах и других населенных пунктах не финансируется вообще. Поскольку там проходят местные дороги, а на них программой средств не предусмотрено. И это в то время, когда все дороги местного значения по закону о Дорожном фонде с 1 января 2018 года переданы в ведение органов местного самоуправления.
— Предусмотрено выделение почти 1 млрд грн на улучшение дорожной инфраструктуры. Предполагается развитие кольцевых развязок, островков безопасности и пешеходных переходов (наземных и подземных), улучшение освещения — это необходимо и правильно, но по нынешней версии программы — все мероприятия по строительству безопасности дорожной инфраструктуры будут происходить за пределами населенных пунктов — на дорогах государственного значения. Но кольцевые развязки, островки безопасности и пешеходные переходы важны не только (и не столько!) на магистралях за городом — все это политика безопасности инфраструктуры категорически необходимо прежде всего в зонах наибольшего скопления людей — то есть, в населенных пунктах. В то время как местные администрации (которым, кстати, с 2018 года переданы дороги общего пользования местного значения, а это — две трети всех дорог в Украине!) — не получают финансирование на аналогичные меры. Это же касается и оборудования велосипедных дорожек вдоль магистралей, — пишет председатель Комитета по вопросам транспорта Дубневич.
Парламентарий напоминает, что когда создавался закон о Дорожном фонде, такое распределение средств не предусматривалось.
— Когда в свое время мы писали закон о Дорожном фонде, где было зафиксировано 5% на безопасность, мы не предполагали, что все эти 5% пойдут только на дороги государственного значения. В то время, как дороги общего пользования местного значения останутся проигнорированы. По моему мнению, это, возможно, оправдано в 2018 году — чтобы дать возможность местным органам власти адаптироваться в новых условиях, разработать и утвердить региональные программы по безопасности дорожного движения, просчитать свой бюджет на эти цели и тому подобное. Но в 2019-2020 годах должна происходить и государственная поддержка местных бюджетов за счет Дорожного фонда и обеспечение улучшения безопасности на автодорогах и уменьшения смертности и травмирования.
Он также напоминает, что с тех пор, когда был отменен порядок учета дорожно-транспортных происшествий (изменения в постановление правительства № 538) официально точной статистики по количеству ДТП в Украине и их причин не ведет ни один орган — и Нацполиция в том числе. То есть точная статистика и вообще — анализ причин и последствий ДТП — в принципе отсутствуют. Поэтому — для того, чтобы средства, выделяемые на создание реестра ДТП и анализ статистики аварий использовались эффективно, следует внести изменения в закон о Нацполицию, где прямо предусмотреть такую функцию, пишет Дубневич.
Читайте: Ярослав Дубневич: Без частной тяги УЗ снова сорвет ремонтные работы на автодорогах
И таким образом установить ответственность этого органа не только за наполнение базы, но и за осуществление аналитической работы с базой и утверждение методики учета ДТП. Также нардеп предлагает создать Нацагентстсво по безопасности движения, которое бы стало координирующим органом в сфере безопасности движения, подчиненным непосредственно руководителю правительства.
В то же время парламентарий подчеркивает важность названной программы для транспортной сферы и всех участников движения, приветствует ее утверждения, а также приводит примеры эффективного использования средств в документе.
— 1,5 млрд грн предполагается на внедрение автоматической системы фото- видеофиксации нарушений правил дорожного движения — это приоритет номер один. Поскольку, к сожалению, без наказания законы не работают. В то же время, это является стимулом быть европейской цивилизованной страной и уважать закон, — подчеркивает он.