Первые, кто почувствовал эффект децентрализации, это местные элиты. Они поняли, что есть большие деньги, за которые надо бороться. Яркий пример — поселок Песчанка Днепропетровской области. На голову ОТГ здесь претендуют сразу 40 кандидатов. Рекорд даже для областного центра. И это при том, что общество создали лишь 4 села.
Местные жители насчитали 33-х кандидатов-парашютистов. И конечно, насторожились. Ведь надеялись, что во главе их общины будет действующий поселковый голова, которого в четвертый раз уже выбирают управлять Песчанкой.
Впрочем, пока одни общины воюют за свои законные права, другие уже пожинают первые плоды децентрализации.
Председатель Сенчанской общины, на Полтавщине, Виктор Лысый только через несколько месяцев после создания ОТГ почувствовал себя полноценным хозяином. Говорит, если до объединения местный бюджет составлял 5 млн грн, то теперь более 80.
Смотрите: Что такое общественный бюджет и как за средства города починить дорогу или детскую площадку
Планов у главы села теперь на целую пятилетку. И строительство новой пожарной части, и полицейский участок. Говорит, ему по карману даже ремонт дорог. Ведь многие налоги, включая акциз на табак и алкоголь, остаются на местах. К тому же, на их территории более 100 газовых скважин, от которых только ренты получат в этом году 53 млн.
Но не всем общинам так повезло, говорит депутат-мажоритарщик с Полтавщины Руслан Богдан. Поскольку в большинстве нет таких скважин, предприятий или автозаправок. К тому же, с бедными деревнями никто не хочет объединяться. И они часто создают ОТГ как кому заблагорассудится, добавляя себе иногда еще больших финансовых трудностей.
Вот Лубенский район, 4-5 сел. В одном из сел прекрасная школа, 3-этажная, оштукатуренная, только интерактивных досок нет. Но она будет закрываться, так как не является центральной. Она в крайнем селе. А расстояние по техническим условиям должно быть не более 30 км.
А вот на Закарпатье, рассказывает нардеп Виктор Балога, местные власти и вообще саботируют реформу. Хотя из желающих создать общины, говорит, очереди стоят. Местная администрация не хочет отпускать управление. Потому что чем больше ОТГ, тем меньше вертикаль президента курирует процессы и тем меньше может указывать.
Впрочем, это и неудивительно. Ведь после создания общин финансы начали поступать к ним, а бюджеты райгосадминистраций стремительно худеть. Председатели РГА, как утверждают в Ассоциации городов Украины, даже начали прибегать к не совсем законным действиям — заставляют учреждения менять регистрацию.
Председатель РГА понимает, что у него под боком мощная объединенная территориальная община, которая получает значительный ресурс. У него в бюджете поступлений нет. После того, как оно перерегистрируется, он получает все налоговые поступления и может влиять.
И примеров такой хитрой миграции с конца прошлого года в Украине множество. Юридические адреса начали менять даже медицинские учреждения, такие как в селе Малая Виска Кировоградской области. Была больница в объединенной общине напротив помещения исполкома. Председатель РГА ее перерегистрировал в село, не в объединенной общине, чтобы средства шли в район. Конечно потери огромны.
Впрочем, несмотря на саботаж реформы многими руководителями районов остановить ее, по мнению экспертов, уже невозможно. Поскольку общины почувствовали финансовую самостоятельность и так просто ее не отдадут. Для сравнения — если в 2014 году местные бюджеты составили 64 млрд грн, то сейчас почти вчетверо больше.
К слову, Конституционные изменения по децентрализации остаются актуальными, заявил президент Украины Петр Порошенко.