PCEtLSDQndC1INC00L7QsdCw0LLQu9C10L3QsCDRgNC10LrQu9Cw0LzQvNCwIGZ1bGxzY3JlZW4gLS0hPg==
ФАКТЫ iPad / iPhone ФАКТЫ Android

Кто на самом деле выступает против рынка земли?

Что сейчас происходит с рынком земли в Украине, точнее с его реформированием и кто оказывает сопротивление изменениям – далее в материале Фактов ICTV.

ринок землі

Вопрос об открытии рынка земли перестал быть абстрактным в тот исторический момент, когда миллионы граждан Советского Союза превратились в граждан Украины. Земля как товар – эта тема разделяла политиков на противоположные лагеря, и лишь с последним обновлением парламента собственники земельных участков получили надежду на продажу собственного имущества. По сути, это будет решением в категории win-win: владельцы земли получат живые деньги, а Украина – мощнейший импульс к экономическому развитию.

С чего все началось

Обычно старт земельного застоя датируют январем 2001 года. Верховная Рада III созыва тогда решила, что владельцы паев недостаточно зрелые для их продажи или дарения, но все же могут передавать свое имущество по наследству или продавать, если в этом есть нужда государственного масштаба.

А дальше – десять мораториев на продажу сельскохозяйственных земель. По оценке председателя ОАО Аграрный фонд Андрея Радченко, государство при этом потеряло сумму в размере около $30 млрд. Эта цифра соизмерима с другим показателем: $22,5 млрд – этих денег Украина лишилась в результате пролонгированного в 2018 году моратория. Если бы народные депутаты не приняли этого решения, сельскохозяйственный сектор сгенерировал бы $35,8 млрд доходов (вместо наличествующих 13,3 млрд).

К моменту победы Владимира Зеленского на президентских выборах и обновления ВРУ Украина находилась в “клубе защитников сельскохозяйственных земель”, вместе с Таджикистаном, Кубой, Венесуэлой и Северной Кореей.

Рациональному использованию плодородной земли и повышению ВВП это соседство мало способствовало и лишь подливало масло в огонь теневого оборота этих земель и коррупционных схем при распределении государственных земельных ресурсов. При этом свои коррупционные интересы парламентарии прикрывали внешней угрозой, а именно экспансией иностранного агробизнеса, стремящегося выжать все соки из украинских ресурсов.

Цинизм противников рынка земли просто поражает, они кричат о мифической угрозе иностранного капитала, который все скупит, когда в реальности доля иностранных компаний в агросекторе последние пять лет неуклонно сокращается. Приведем только наиболее знаковые уходы иностранного капитала за последние годы из Украины:

– Украинские Аграрные Инвестиции, 240 тыс. га  – были приобретены Кернелом,

– Сельхоз активы Glencore, 7о тыс. га – приобрел Эпицентр К,

– Agrogeneration, реализовал более 50 тыс. га нескольким покупателям,

– Шпола Агро Индастри – 15 тыс. га – приобрел Лебединский семенной завод

– Киев Атлантик Украина – 8 тыс. га – приобрел Эридон.

Уходят или сокращают свой земельный банк одни из первых иностранных инвесторов в украинский агросектор, за последние пять лет иностранные операторы сократили свое присутствие более чем на 500 тыс. га. Среди причин – неравные условия работы и отсутствие прав собственности на землю.
Читайте: Рынок земли в цифрах: к чему приведет снятие моратория на землю Детенизация и дешевые кредиты для фермеров. Что изменит открытый рынок земли Рынок земли в Украине: экономическое чудо или экономическая катастрофа

Политическая воля или сценарий Зимбабве?

Открытый рынок земли – часть предвыборной программы Владимира Зеленского и партии Слуга народа. Воплощать в жизнь свои обещания новая власть взялась довольно оперативно. Президент поручил парламентариям отменить мораторий на плодородные земли до 1 декабря этого года, а Кабмину – разработать новый закон об обороте земель до 1 октября 2020 года.

Так под софитами общественного внимания оказался законопроект № 2178, который эксперты посчитали революционным в том числе из-за допуска зарубежных компаний к земельным торгам. А это шаг, который предвещал быстрый приход прямых иностранных инвестиций.

Участие зарубежного агробизнеса в покупке земли взволновало и старых противников, и новых. К счастью для экспертов, премьер-министр Украины Алексей Гончарук оказался явно не в их числе. По его словам, в Украине фиксируется более тысячи случаев, когда землю обрабатывают компании с иностранным участием, ввиду чего они имеют право на участие в открытии соответствующего рынка. На аграрной конференции он заявил, что, если государство не защищает права этих субъектов, их уход будут рассматривать как их грубое вытеснение с рынка.

– Лично для меня это неприемлемая история, – подытожил тогда он и добавил, что именно иностранцы являются основным источником инвестиций и современных технологий.

– Иностранные компании уже успешно работают на украинских землях как арендаторы, и я не вижу в этом никакого негатива, – усиливает позицию Гончарука Дмитрий Яблоновский, заместитель исполнительного директора Центра экономической стратегии.

Во время той же сентябрьской встречи министр экономики Милованов заявил:

– Бояться нужно не юридических лиц, иностранцев или украинцев. Бояться нужно черных денег.

Казалось бы, все хорошо, но Владимир Зеленский решил сделать шаг назад и под давлением ассоциаций средних фермеров ввести ограничения для иностранных участников и крупных участников рынка за счет 7 млн владельцев земельных участков. Де-факто президент одобрил дискриминацию иностранных инвесторов и конфискацию имущественных прав у крупных операторов, поскольку право на преимущественный выкуп земли текущими арендаторами, является имущественным правом.

Понятно, что при проведении конфискационной по сути реформы, ни о каком привлечении зарубежных инвестиций не может идти речь! Под видом земельной реформы Украине предлагается путь Зимбабве, там тоже начинали с ограничения прав участников агрорынка, а закончили гиперинфляцией и купюрами в триллионы долларов.

Вместо того, что бы попробовать удержать немногих оставшихся иностранных операторов и привлечь новых, правительство и фракция Слуги народа недвусмысленно указало им на дверь, поддержав риторику маргинальных сил о вреде иностранцев. А также потенциально создав базу для многочисленных судебных разбирательств, поскольку закон Украины Про защиту иностранных инвестиций никто не отменял.

Давайте без ограничений

По мнению украинского экспертного сообщества, подобные ограничения не только  снизят эффект от внедрения рынка земли, но и кардинально подорвут инвестиционную привлекательность Украины в целом, что делает планы премьер-министра Гончарука добиться роста ВВП на 40% за пять следующих лет просто фантазией.

Никто из сторонников консервативной модели рынка земли не уточняет, как добиться впечатляющих 50 миллиардов прямых инвестиций (это тоже план Гончарука) без активного участия зарубежного агробизнеса. По мнению профильных экспертов, свободный рынок земли – наиболее логичный путь добиться запланированных Кабмином экономических результатов.

Наши ближайшие соседи Румыния и Молдова, находясь в аналогичной экономической ситуации, открыли рынок для всех участников, включая иностранцев, ради обеспечения экономического роста и никакой катастрофы не произошло.

Косвенное этому доказательство – будущая цена земли при допуске иностранного капитала и без допуска. Во время недавней пресс-конференции советник премьер-министра Украины по экономическим вопросам и земельной реформе Алексей Мушак представил следующие цифры:

  1. При условии допуска всех игроков рынка к земле цена за гектар составит около 2 000 долларов США.
  2. При условии недопуска – около $1 500.

Цена вопроса исчисляется десятками миллиардов долларов для Украины в ближайшей перспективе.

– Иностранные компании, специализирующиеся на сельском хозяйстве, могут привлечь новые технологии, расширить производство, увеличить добавленную стоимость, – комментирует Дмитрий Яблоновский. – Одновременно зарубежные компании могут иметь лучший доступ к капиталу. Чтобы выровнять условия, правительство планирует ввести программы кредитования мелких и средних фермеров. В этом случае я не вижу причин ограничивать доступ иностранных компаний к рынку земли.

Чем больше потенциальных (включая иностранные компании) покупателей земли, тем выше цена за пай для паевиков, а также и цена аренды. Таким образом, это выгодно собственникам паев.

Кроме того, довольно любопытная норма об отсрочке доступа к рынку земли для иностранных агрокомпаний съедает репутационные дивиденды, ведь слава за положительный эффект от реформы будет записана на счет будущего правительства и, возможно, даже другого президента. Этот имиджевый подарок воистину необъясним. Откладывая успехи на будущее, тем временем, президент Украины и его партия в парламенте вкусят негатив от скорого внедрения реформ здесь и сегодня.

Возможно, народные депутаты действительно боятся раскрыть всему миру сельскохозяйственную землю, а возможно преследуют клановые коррупционные интересы, собираясь в очередной раз ограбить собственников земли. В любом случае нет рационального объяснения для чего откладывать экономический рост на 2024 год, когда парламент един, как никогда, а население поддержит любую реформу ради процветания Украины.

Запуск рынка земли с равными для всех возможностями логичен и с экономической, и с репутационной, и с этической точек зрения.

Каролина Даневич

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Загружается…

Вверх Вверх
Вверх

    Нашли ошибку в тексте?

    Ошибка