РЭБ-рюкзаки и антидрон-ружье: чем ВСУ преодолевают радиоэлектронный щит врага на фронте

дрон, ЗСУ

Россияне пытаются ввести в заблуждение высокоточное западное оружие, которое есть в распоряжении ВСУ, и для этого используют средства РЭБ. Враг создает некую невидимую защиту, которая может сбить с курса и дроны, и “умное” оружие.

Как радиоэлектронная борьба произвела революцию на поле боя и чем ВСУ могут пробить радиоэлектронный щит РФ — рассказали Факти тижня.

Какие РЭБ используют оккупанты

Враг регулярно донимает украинских военных на фронте РЭБ. Например, система радиоэлектронного подавления Поле-2 способна запутать HIMARS, сбить с курса высокоточные снаряды Excalibur и влиять на беспилотники. Фактически из-за нее дрон, подлетающий к вражеским позициям, становится словно иностранец, оказавшийся в чужом городе без навигатора.

— РФ, к сожалению, является лидером по РЭБ в мире. Я когда-то пытался считать, после 60 типов РЭБа уже сбился. Они есть у них самые разные, под самые разные задачи, — говорит военный специалист в области радиотехнологий Сергей Бескрестнов.

Вражеские РЭБ могут работать на трех уровнях: тактическом — на расстоянии до 50 км, оперативно-тактическом — до 500 км и стратегическом — более полутысячи км.

— Они сделали выводы во время войны в Грузии в 2008 году. После этой войны они вложились достаточно неплохо в развитие именно таких вот радиоэлектронных систем, в первую очередь комплексов радиоэлектронного подавления, — рассказывает эксперт портала Defence Express Антон Михненко.

Россияне очень активно использовали эти системы во время оккупации Киевщины.

Чем ВСУ могут пробить радиоэлектронный щит РФ

Однако когда война перешла во фронтовое противостояние на Востоке и Юге, вражеские РЭБ оказались очень уязвимыми.

— Любой такой комплекс, который расположен близко к линии фронта, в 5-7 км, моментально будет идентифицирован нашими разведчиками и уничтожен. Он на гусеницах, неповоротливый, его трудно спрятать. И когда россияне это поняли, оказалось, что их техника неэффективна. Мы же сделали свою ставку на мобильность. То есть наш основной украинский комплекс РЭБ Буковель собран на базе пикапов. У нас второй комплекс на базе пикапа. Ребята приехали, мгновенно развернулись, поставили антенны, поработали, — говорит Бескрестнов.

Следовательно, россияне начали тоже переформатировать свои РЭБ. Когда Силы обороны Украины овладели дронами-камикадзе, оккупанты нашли противодействие — компактные РЭБ, которые назвали “окопными”. Например, комплекс Стриж.

— Некоторые комплексы достаточно хитрые. То есть они мониторят радиоэлектронное пространство вокруг, замечают дрон, который подлетает, но не срабатывают, а когда он попадает непосредственно в зону действия комплексов РЭБ, то есть сигналов для подавления, включаются автоматически и душат этот дрон —  чтобы он не мог быть использован, — говорит Михненко.

А еще россияне и сами начали делать такие беспилотники. И теперь, признаются украинские военные, вражеские FPV-дроны — это самая большая головная боль для нашей пехоты.

Но если оккупанты, чтобы защититься от FPV-дронов, сосредоточили собственный ОПК на увеличении объемов производства компактных РЭБ, то в Украине с этим оказались некоторые сложности.

Теперь разработка и внедрение современных украинских систем РЭБ — один из самых больших приоритетов. В эту гонку активно вступили частные компании.

Так, на испытательном полигоне Крук украинские аэроразведчики учатся работе и противодействию дронам. Например, так называемый окопный РЭБ, которому производитель дал красноречивое прозвище “рогатый”, перекрывает частоты большинства летающих FPV-дронов и те просто не долетают до позиции и не попадают в намеченную цель.

По словам руководителя компании Kvertus Ярослава Филимонова, в идеале такие “рогатые” должны стоять на каждом украинском танке и в каждом окопе. Однако разработчики пошли еще дальше и изобрели тактические РЭБ-рюкзаки.

— Есть категория людей, которые ходят на посадки, на штурм, на эвакуацию, это все цели для врага, поэтому за две недели у нас появился рюкзак. Уже есть группа, которая может идти на задание и его выполнить, — добавляет Филимонов.

А вот флагманская разработка компании антидрон-ружье блокирует 6 различных каналов связи, с его помощью можно осуществлять видео- и фотоуправление. Также новинка эффективна и против FPV-дрона.

Но много систем РЭБ на фронте — это тоже не совсем хорошо. Ведь глушилки не работают в одну сторону — там, где не могут летать вражеские дроны, не смогут и свои.

Но что же в таком случае может быть действенным? Ответ недавно предложили в Минцифры. Программировать дроны так, чтобы они уничтожали вражеский РЭБ даже в условиях радиопомех. Специалисты называют это системой машинного зрения.

— Оператору достаточно поднять дрон вверх, долететь до цели, выбрать квадратик-цель, и дальше дрон его доведет сам. То есть даже если связь потеряется, даже если будет работать РЭБ-купол, даже если будет цель в движении, все равно машинное зрение ее доведет, — говорит Безкрестнов.

Украинские бойцы постоянно меняют подход к радиоэлектронной борьбе, где главный акцент не на количестве, а на точности и технологичности. В то же время враг пытается перехватить методы наших Сил обороны. Но в этой гонке враг хоть и преобладает по количеству, качественно все равно отстает.

Артем Куля Специальный корреспондент программы Факты недели
Малиновская Ангелина редактор ленты
Категории: Украина