На какой стадии разработка электронного кабинета военнообязанного, сколько данных наполнили Оберег из других госреестров и почему военнообязанному самому важно знать, какие данные о нем есть в реестре Оберег.
Факты ICTV пообщались с заместителем министра обороны Екатериной Черногоренко, чтобы получить ответы на эти и другие вопросы.
— На какой стадии разработка электронного кабинета военнообязанных?
— Электронный кабинет будет существовать на базе реестра военнообязанных, резервистов, призывников (Оберег), то есть он будет фронтом, или внешней оболочкой реестра Оберег для гражданина! Как только будет проголосован закон (о мобилизации, — Ред.), мы сможем достаточно быстро создать эту систему, которая даст возможность гражданину взаимодействовать с реестром Оберег.
Должны уже летом план презентовать. Со стороны системы, которая находится на бэкэнде, — это будет система Оберег. Это единственный источник правды о статусе военнообязанного, о том, исключен ли он сейчас с учета, находится ли в розыске, какое у него образование. Оберег — это основа для смарт-мобилизации и справедливой мобилизации!
Мы планируем, чтобы сотрудники ТЦК и СП в идеале работали исключительно с этой системой, могли запрашивать электронные данные, чтобы бегали данные, а не люди, и формировать такую электронную личную карточку военнообязанного, чтобы иметь возможность вызвать военнообязанного, а не дублировать повестки людям, которые уже служат или сняты с воинского учета.
— В одном из ТЦК и СП нам сказали, что в реестре сейчас только их оцифрованные картотеки, и эти данные обычно устаревшие. Еще не удалось синхронизировать Оберег с другими реестрами?
— На самом деле удалось. Очень много данных о военнообязанных уже есть в реестре, мы можем констатировать, что 86% данных из других государственных реестров наполнили Оберег! Мы сделали обмен уже с 6 крупными реестрами.
Это Государственный реестр физических лиц налоговой службы — это такой базовый реестр; Государственный реестр актов гражданского состояния — мы можем получать там данные по умершим; Государственный реестр судебной администрации; реестр МОН; реестр Государственной миграционной службы, где мы можем получать текущее место жительства. Мы сделали обмен с ГПСУ. Кстати, обмен с ГПС — это революционный подход, потому что впервые мы не только получаем данные из других реестров, но и отдаем статус. Пограничники могут отправлять запрос о военнообязанных, которые пересекают границу, и получать статус военно-учетного документа.
— Уже удалось, знаю, выявить нарушения…
— Да, благодаря тому, что можно было проверить статус людей, было выявлено более 200 случаев поддельных документов. В целом много работы по актуализации данных в реестре Оберег лежит на работниках ТЦК и СП. Они фактически являются операторами или регистраторами данных о военнообязанных, потому что 90% данных приходит к ним в виде физического присутствия человека.
Сотрудник ТЦК и СП должен принять учетные документы и перенести их в реестр. В этом большая сложность, потому что это человеческий фактор, не хватает времени. Чего мы хотим? Мы хотим отойти от этого человеческого фактора, мы хотим, чтобы военнообязанный мог обновить свои данные в электронном формате, не обращаясь в ТЦК и СП, путем запроса в другие реестры
Например, если он хочет уточнить свое образование, он делает запрос в Оберег, позволяет ему зайти в реестр Минобразования за своими документами и основными данными (какой год окончания, какая специальность) и перенести это в карточку военнообязанного. Как только мы запустим возможность уточнения данных военнообязанными через электронный формат, мы увидим, что около 90% данных будет актуализировано, и людям будет удобнее это делать. Больше не будет той проблемы, когда в ТЦК говорят, что нет последних актуальных данных.
Сейчас мы можем получить в Государственной миграционной службе последнее место жительства. Сотрудник ТЦК и СП делает по конкретному лицу запрос и получает это место жительства. Это уже улучшение процесса, цифровизация процесса, но все равно инициацию делает работник ТЦК и СП, который уже перегружен, у него есть свои задачи.
— Но он уже имеет возможность это сделать сейчас?
— Да!
— Может ли он узнать, где человек работает?
— Где работает человек, этот обмен сейчас в работе, мы поднимаем обмен с Пенсионным фондом, где фактически будем видеть электронную трудовую книжку человека. И таким образом мы сможем более целевым путем мобилизовать людей. Будем понимать, какой профессиональный путь этого человека, и отправлять его на тот участок фронта, где он будет наиболее профессиональным и профессиональным.
Мы можем провести эксперимент — обратиться в ТЦК и СП и попросить сотрудника сделать запрос в реестр о человеке и его нынешнем месте жительства. Но мы в цифровой команде Минобороны все же считаем, что этот путь должен быть автоматическим. То есть человек сам должен инициировать обновление данных через запросы в реестр.
Так работает Дія. Раньше человек инициировал в отношении себя запрос о Covid-сертификате. Вы обращаетесь в электронную систему здравоохранения, предоставляете набор данных о себе, и она выдает вам ваш Covid-сертификат. Такая же история должна быть с документами военнообязанного: вы обращаетесь во все реестры, но это делает человек, он инициирует. Тогда исчезает нагрузка на ТЦК и СП.
— Проблема в том, что, если это будет не обязательным, человек вряд ли захочет это делать?
— На самом деле мы не можем точно знать, что человек не захочет этого делать (обновлять свои учетные данные, — Ред.), мы видим, что сейчас есть много трудностей и неудобств, человек часто не хочет идти в ТЦК и СП. По разным причинам. Возможно, если бы это было в электронной форме и ты мог из любой удобной тебе точки сделать этот запрос и актуализировать свои данные, то у граждан было бы больше доверия, больше возможностей актуализировать свои данные. Сейчас это нагрузка на работника ТЦК и СП. Человеку нужно прийти с документами, ксерокопиями — это очень сложный процесс.
— Вы говорите, что могли бы эксперимент провести, чтобы работник ТЦК и СП сделал запрос в реестре, то есть пока это все-таки не работает, ТЦК не имеет возможности делать такие запросы?
— Сотрудник сейчас может обновлять данные, но делает это только тогда, когда человек приходит в ТЦК и СП обновить свои данные. Поскольку сотрудник ТЦК и СП должен работать с пулом людей, которые приходят к нему физически, у него нет времени на переорганизацию и ряд запросов в отношении других людей. Он взаимодействует с теми людьми, которые приходят к нему здесь и сейчас, и большой пул людей остается без этой проверки. Фактически, без запроса дополнительных данных.
— На самом деле военнообязанному самому важно знать, какие данные о нем есть в реестре Оберег. Почему?
— Потому что любая ошибка работника ТЦК и СП — например, он ошибочно объявил человека в розыск. Это человеческий фактор — человек не знает, что он имеет такой статус, живет и в какой-то момент понимает, что он в розыске. Это нехорошо, поэтому мы должны сделать так, чтобы люди могли видеть свой статус в государственных реестрах. Мы должны сделать так, чтобы данные о человеке были видимыми для него. Тогда будет доверие. Мы как Министерство обороны должны это обеспечить, дать людям возможность в любой момент отправить запрос в Оберег и узнать, какие данные о нем там есть.
На вопрос, что изменится в системе Оберег после одобрения законопроекта 10062, который Владимир Зеленский подписал накануне, Черногоренко сказала, что в Минобороны считают, что он приведет к цифровой революции, потому что позволит быстро масштабировать все эти системы.
Она отметила, что многие положения законопроекта посвящены тому, чтобы получать легко статус УБД.