За последнюю неделю украинские дроны уничтожили десятки самолетов на дальних российских аэродромах и нанесли удар по заводу Шахедов в Татарстане. Чем именно Украина достает в глубокий тыл в РФ и какими могут быть следующие цели?
Об этом и другом — в сюжете журналистов Фактів тижня.
Атаки дронов по аэродромам в РФ
В ночь на пятницу, 5 апреля, дроны атаковали военные аэродромы в пяти регионах России. Минобороны страны-агрессора сообщило о 53 обезвреженных БпЛА. В частности, один в Саратовской области (аэродром Энгельс) и шесть — над Краснодарским краем (аэродром Ейск).
Но самый большой удар пришелся по аэродрому в Морозовске Ростовской области, который, как утверждает враг, атаковали 44 украинских дрона.
По словам авиационного эксперта Константина Криволапа, здесь преимущественно базируются бомбардировщики Су-34, Су-24, а также Су-35 — как истребители, которые прикрывают все эти операции.
Именно эти фронтовые бомбардировщики Россия использует для сброса КАБов по позициям ВСУ и прифронтовым украинским городам, в частности Харькову.
— Вообще атака по нашей линии боевого соприкосновения идет преимущественно из Ейска и Морозовска, потому что это самый короткий путь, — объясняет Криволап.
В момент удара беспилотников по аэродрому в Морозовске там могли находиться 26 самолетов Су-34 и три Су-30/35. Соответствующие спутниковые снимки обнародовали OSINT-исследователи. По меньшей мере шесть самолетов уничтожены, еще восемь повреждены.
— Если брать во внимание те, что были уничтожены с начала года, плюс эти, то это фактически мы выполнили 15 плюс 6 равно 21. То есть 2,5 года им надо работать, чтобы их сделать, и это в лучшем случае, — считает авиаэксперт.
В результате атаки в Ейске сначала сообщалось, что полностью сгорели два Су-25, а затем — об уничтожении семи самолетов. А в Энгельсе серьезно повреждены по меньшей мере три стратегических бомбардировочных Ту-95МС.
— Эту базу они будут вынуждены просто зачистить, потому что, если даже один дрон залетел, то это значит ПВО не сработало. Они не могут обеспечить безопасность, — говорит Криволап.
Новые БпЛА, которые добираются до Урала и Заполярья
Ситуация с флотом РФ показала: когда у Украины появились дальнобойные морские дроны, оккупанты перебросили корабли из Крыма в Новороссийск. Теперь нечто подобное происходит и с российской авиацией. После предыдущих атак на тот же аэродром Энгельс россияне уже пытались спасти свои самолеты на аэродроме Оленья, что на далеком Севере.
— Это просто взлетная полоса и бочка с керосином — все. Там какой-то базы нет, сейчас они туда перебазировали все оборудование для того, чтобы иметь возможность заряжать эти Х-101, Х-555, какое-то обслуживание проводить. Они понимают, что и Энгельс, и Саратов уже в зоне досягаемости, — отмечает Криволап.
От северной границы Украины до аэродрома Оленья около 1,8 тыс. км, однако у нас уже созданы беспилотники, которые могут достать даже Заполярье.
Военный эксперт Михаил Жирохов говорит, что украинский дрон-камикадзе E-300, например, может лететь на 3 100 км.
Российские пропагандисты были шокированы, когда неделю назад впервые наш самолетоподобный дрон попал в здание комплекса по сборке Шахедов в Татарстане.
Это отдельный экономический округ Алабуга, который находится на расстоянии 1,2 тыс. км от границы Украины. Так далеко украинские дроны еще не залетали.
— В чем еще удачность удара по Алабуге? Россияне только-только подготовились защищать свои НПЗ, а тут сюрприз — прилетели туда, куда не ждали. В наших интересах сделать так, чтобы они даже не имели ориентации, куда ждать следующего прилета, — объясняет военный эксперт Defence Express Иван Киричевский.
За три месяца оккупанты запустили по Украине 2 800 Шахедов, часть из которых, безусловно, была изготовлена именно на этом заводе. Вот почему он является очень желанной целью для Украины.
— Этот завод наращивает мощности, и россияне говорят, что они способны будут выпустить до 6 тыс. Шахедов в год. Это огромное количество, — рассказал авиаэксперт, ведущий научный сотрудник НАУ Валерий Романенко.
Одновременно с атакой в Елабуге еще один беспилотник попал в НПЗ в Нижнекамске, что на таком же расстоянии. Этот завод входит в пятерку крупнейших в РФ.
По некоторым оценкам, в европейской части РФ уже не осталось ни одного уцелевшего нефтеперерабатывающего предприятия.
Чем именно Украина могла атаковать глубокий тыл РФ
О том, чем именно осуществили эти атаки — есть несколько версий. Первая — это UJ-22 Airborne компании Ukrjet, обломки которого оккупанты фиксировали, например, во время обстрелов Москвы в прошлом году.
Вторая — это модифицированная версия легкомоторного самолета E-300. Хотя, по словам экспертов, есть более продвинутые модели, которых в открытом доступе нет.
Третья версия — это так же переработанный самолет Цесна.
И наконец, удар мог нанести переделанный легкомоторный самолет Aeroprakt-22.
— У этого самолета стандартная дальность 1 100 км. Это дальность для базового серийного варианта самолета. Сами понимаете, не нужно два пассажирских кресла, отдельные органы управления. За счет этого можно увеличить запас топлива, — говорит Романенко.
Но кроме дальности важна еще и точность. На днях CNN написала, что дроны Лютый, которые атаковали, например, Рязанский нефтеперерабатывающий завод, наводятся искусственным интеллектом.
По словам экспертов, речь идет о технологии DSMAC, которая применяется в британских Tomahawk и Storm Shadow, но еще более доработанная.
— Можно ориентироваться так, как делает летчик, когда смотрит в окно — это та же система. Ставится центральный компьютер, в его память вводится, так сказать, подстилающая поверхность под самолетом, по нескольким реперным точкам он свою траекторию меняет. А на конечном этапе система позволяет мгновенно сравнить фото сканцели с той, что заложена в памяти, и после этого с точностью 5-10 м спикировать на цель, — объясняет Романенко.
Именно это позволяет, например, обойти вражеские системы РЭБ. Однако эксперты отмечают, что за красивой оберткой искусственного интеллекта на самом деле нет ничего революционного — это довольно стандартная технология для крылатых ракет, в частности некоторых российских. Да и была ли эта система на дронах, атаковавших российские аэродромы и завод Шахедов — доподлинно неизвестно.
— Успешность попадания этого дрона-камикадзе могла быть обеспечена не столько высокими технологиями наведения, как просто пониманием слабых мест российской противовоздушной обороны, — считает Кричевский.
Совершенствованием легкомоторных самолетов и применением технологичных дронов мы компенсируем отсутствие дальнобойных ракет. Министр цифровой трансформации Михаил Федоров на днях заявил, что Украина активно работает над производством беспилотников, которые могут пролететь более 1 тыс. км.
В то же время, как утверждает издание Bild, Украина уже в этом году сможет применить БПЛА с дальнобойностью более 2 тыс. км. В частности указывается, что сразу 10 производителей поставят ВСУ дроны дальностью до 2,5 тыс. км. А киевское КБ Луч разработало Сокол-3000, который может пролететь до 3,3 тыс. км.
По расчетам Bild, с подобными дронами Украина сможет атаковать цели, например, в Мурманской области, где расположено около 80-ти военных баз, в том числе тот самый аэродром Оленья, где теперь, вероятно, будут прятать свои бомбардировщики россияне.
Как и с заводом Шахедов в Татарстане, перечень целей нередко подбрасывает сама российская пропаганда. Так, недавно Путин посещал авиазавод в Казани, где испытывал бомбардировщики.
— Если уж наша “птичка” наша долетела до Алабуги, она могла по дороге залететь на этот авиазавод в Казани, где собирают новые стратегические бомбардировщики Ту-160, могут ремонтировать ТУ-22-М3 — очень такая жирная цель. Там еще был рядом завод КаМаз, который делает грузовики для армии, не говоря уже о местной гидроэлектростанции, — говорит Киричевский.
Если еще в прошлом году стоял вопрос, а где там украинские дальнобойные дроны, то теперь Силы обороны выбирают, какие именно из имеющихся разработок запустить по тому или иному военному объекту в РФ. И достать, как показали последние удары, мы можем в очень глубоком тылу врага.