Российские войска усилили штурмовые действия на Востоке Украины и намерены оккупировать Часов Яр Донецкой области до 9 мая, символической для россиян даты.
Параллельно с этим армия РФ едва ли не впервые применила ракеты Х-69 против Украины, нанося удары по энергетической инфраструктуре украинского государства.
О том, начала ли свое наступление Россия, а также, чего ожидать от новых крылатых ракет Х-69 и почему активизировалась тема Запорожской АЭС, в интервью Фактам ICTV рассказал ветеран российско-украинской войны, майор запаса ВСУ Алексей Гетьман.
Ситуация на фронте
Главнокомандующий Вооруженными силами Украины Александр Сырский накануне сообщил, что ситуация на восточном фронте существенно обострилась.
По его информации, во многом атакам РФ способствует погода, в частности сухая почва и отсутствие аномальной жары или холодов. Россияне, в основном, усилили штурмовые действия на Лиманском и Бахмутском направлениях, а также пытаются прорвать Покровское направление.
Как указывает Алексей Гетьман, эти обострения можно считать началом наступления России, которое ожидалось в конце мая — в начале июня.
— Почему-то кто-то считал, что начало июня, это будет как поход в школу, вот с 1 июня они начнут какие-то масштабные наступательные действия. Нет. Скорее всего, это будет происходить так, как мы сейчас видим. Конечно, это предположение, но из того, что мы наблюдаем, это предположение имеет право на жизнь, — говорит военный.
По мнению военного, слова главкома ВСУ Сырского об обострении ситуации свидетельствуют, что стоит ожидать продолжения серьезных наступательных действий врага на фронте.
— Можно, по большому счету, считать, что это уже начало тех наступательных действий, которые мы ожидаем на начало июня. А на само начало июня, скорее всего, будет приходиться пик этой активности, когда Россия накопит достаточное количество войск и сил, которые они привлекут, — говорит майор запаса ВСУ.
Относительно направлений возможного масштабного наступления РФ, то Гетьман говорит, что оно будет, вероятно, там, где сейчас идут активные боевые действия.
— Не раньше, чем через месяц, может, в середине мая, они уже будут понимать, удается ли им сформировать новые подразделения, какие эти подразделения… И тогда в Генеральном штабе ВС РФ и Герасимов (командующий оккупационными войсками РФ в Украине, Валерий, — Ред.) увидят, что у них есть и что у них может быть сформировано. Тогда можно принимать решение, где эти армии использовать, — говорит военный.
У командования врага уже есть предварительно прописанные планы по наступлению, но ему важно понять, где именно вести попытки продвижения.
Отдельно Алексей Гетьман прокомментировал свежее заявление Сырского о том, что российское военное командование имеет целью захватить Часов Яр до 9 мая 2024 года.
— Это очень опасно, что генерал Сырский сказал о дедлайне россиянам до 9 мая. Это значит, что со стороны РФ никто не будет считаться с количеством живой силы, которая будет бросаться. Поэтому это опасно. Удастся или не удастся, то хотелось бы, чтобы не удалось, потому что в сторону Константиновки находится железнодорожный хаб, который для нас очень важен, и там уже низина, где будет (врагу, — Ред.) легче работать, — сказал военный.
Для противодействия этим попыткам РФ Украине надо подтянуть дополнительные силы и предоставить необходимое оружие, говорит майор запаса ВСУ.
Он добавляет, учитывая то, что Часов Яр – это тактические высоты, украинским Вооруженным силам будет легче оборонять эти позиции.
Мобилизация в России
По оценке майора запаса ВСУ, Россия в рамках теневой мобилизации на своей территории ежедневно пополняет до 1 тыс. человек для ведения войны против Украины. Таким образом войска РФ компенсируют убитых и раненых захватчиков. И это не считая тех, кого планируют мобилизовать, отмечает Гетьман.
— Учитывая, что вступление в российские Вооруженные силы происходит постепенно, то ожидать, что они будут эти силы накапливать, а потом где-то их выбросят, не стоит. Они и это тоже будут делать, будут отдельные подразделения укомплектовывать, добавлять новейшие подразделения. Уже говорил (российский, — Ред.) министр обороны Шойгу, что в РФ хотят сформировать как минимум две армии. И когда те будут сформированы, они выберут до 4-х направлений, где будут проводить дополнительные наступательные действия, — говорит военный.
В то же время не стоит ожидать и остановки врага на тех направлениях, где уже происходят штурмы, поскольку эти направления только будут усиливаться врагом.
По словам Гетьмана, масштабная мобилизационная кампания в России, запланированная также на начало июня и о которой ранее говорил президент Владимир Зеленский, указывает на то, что Кремль готовится к масштабным потерям во время наступательных действий.
— Россияне считают, что “бабы еще нарожают”, как они говорят. Они не заботятся особо о количестве людей, которые могут погибнуть. Любые потери для них не являются большими. А то, что они забирают из экономики гражданских людей, то это им не печет, как говорится. Их тактика действий не изменилась, а другим способом они не умеют (воевать, — Ред.), — говорит военный.
Алексей Гетьман добавляет, поскольку у России нет преимуществ в вопросе технологичности, если сравнивать армию РФ с другими армиями мира, а по сравнению с Украиной — ситуация близка к паритету.
— Поэтому достигают они успехов пехотой, где гибнет много людей, но определенные тактические успехи имеют. Эта пехота понемногу, на третий год войны, те, кому за это время удалось сохранить жизнь, смогла научиться (участвовать в боевых действиях, — Ред.), — говорит ветеран войны с РФ.
Провокации РФ на Запорожской АЭС
7 апреля Россия совершила провокацию на Запорожской АЭС, взорвав дрон. Взрыв дрона зафиксировали также и инспекторы наблюдательной миссии МАГАТЭ, которые находятся на станции.
После этого со стороны оккупантов начали звучать обвинения в сторону Украины, которые официальный Киев отверг.
По мнению Алексея Гетьмана, поскольку современная война является гибридной, то враг применяет гибридные способы воздействия, чтобы, в частности, отвести внимание.
— Пока они готовят наступательные действия, им надо мировое внимание отвлекать на ядерную безопасность, чтобы это тормозило помощь финансовую для Украины, помощь оружием, — говорит он.
По словам майора запаса ВСУ, подрыв дрона вблизи здания АЭС не изменит существенно ситуацию с безопасностью на станции, поскольку их строили таким образом, чтобы выдержать прямое попадание самолета.
— Специалисты, физики-ядерщики и инженеры отмечают – чтобы разрушить ядерную станцию, нужен ядерный взрыв на уровне тактического оружия, — говорит он.
Поэтому подобные разговоры о провокациях на ЗАЭС влияют на людей и отводят внимание от поддержки Украины или других вопросов.
Применение крылатой ракеты Х-69
За эту неделю появились свидетельства о том, что Россия, вероятно, начала использовать крылатые ракеты Х-69 для ударов по энергетическим объектам Украины. Эти ракеты, как говорят обозреватели, являются модификацией ракет Х-59.
В частности, сообщалось, что этими ракетами был осуществлен удар по Трипольской ТЭС.
Как отмечает военный аналитик, ракеты являются определенной новинкой в российско-украинской войне.
— Ракета действительно новая, она еще не стоит на вооружении в РФ, ее только испытывают. Мы видим, что испытывают ее и в бою, применяя против наших энергетических объектов и ТЭС, — говорит Гетьман.
Военный добавляет, что эта ракета не сильно отличается от Х-59 Овод, но имеет увеличенную дальность полета и уменьшенные размеры.
— Уменьшенные размеры – из-за того, что планировалось, как эта ракета будет использоваться на самолетах Су-57, а это воздушное судно анонсируется Россией как самолет пятого поколения, одним из признаком которых являются закрытые фюзеляжи. Поэтому ее пытались сделать меньше, чтобы засунуть в этот Су-57, — объясняет Гетьман.
Опасностью этой ракеты является то, что она может летать на небольших высотах, скрываясь за местностью. В качестве примера, такие ракеты могут лететь вдоль русел рек или прятаться за холмами.
— Радиолокационные станции не видят (этих ракет, — Ред.). РЛС работают, излучая электромагнитное поле, подобно свету. Так же, как фонариком нельзя за угол посветить или светить сквозь стену, так и РЛС не может подсветить цель через гору или другое естественное препятствие, — говорит он.
Поэтому, добавляет Гетьман, преимущество при создании ракеты Х-69 предоставлялась не скорости, а маневренности и возможности летать низко.