В Министерстве образования и науки предлагают изменить подход к изучению истории в учреждениях общего среднего образования.
Об этом на своей Facebook-странице сообщил министр образования и науки Оксен Лисовой.
Реформирование исторического образования
По его словам, МОН совместно с ведущими историками Украины разработало и утвердило Концептуальные основы реформирования исторического образования в системе общего среднего образования.
— Документ является рамочным, он определяет пути дальнейшего реформирования исторического образования и не вносит изменения в действующие приказы МОН, модельные учебные программы, учебники и тому подобное. В дальнейшем разработаем дорожную карту реформирования исторического образования и будем привлекать экспертное сообщество на всех последующих этапах внедрения изменений, а учителя будут получать методическую поддержку, — написал министр.
Концепция реформы исторического образования
Лисовой дополнительно объяснил, зачем нужно реформирование исторического образования и что именно предлагается в рамках концептуальных основ.
По мнению министра, одной из целей является формирование общеобразовательного украиноцентричного курса истории с позиций вызовов современности. Возможные названия для этой дисциплины могут быть История: Украина и мир или же История Украины и мира.
— В условиях войны историческому образованию нужно отвечать на политические, экономические, социальные и культурные вызовы для консолидации украинской нации, — пояснил он.
По словам министра, также нужно отказаться от несогласованного представления истории, когда ученики, изучая соприкасающиеся темы на разных предметах, не понимают взаимосвязей и сущности исторических событий, явлений, процессов.
— Это позволит представлять историю Украины и всемирную как единое хронологическое повествование на протяжении всего обучения. Что в свою очередь поможет ученикам понимать историю Украины в глобальном контексте, — написал Лисовой.
Кроме того, внедрение реформирования исторического образования поможет устранить дублирование, перегрузку объемом и дробление ожидаемых результатов обучения.
— Сейчас учебные программы направлены на изучение ученичеством чрезмерного по объему фактографического материала, — говорится в заметке главы МОН.
Не менее важно и то, пишет Лисовой, что целью реформы является формирование у учениц и учеников представления о мире “как едином целом, где все элементы взаимосвязаны”. Министр считает, что важно не сводить проработку учебного материала к запоминанию отдельных, в основном разрозненных, событий, а “поощрять ученичество вникать в суть проблемы, развивая глубину, критичность, рациональность и доказательность мышления”. Это поможет развить у школьниц и школьников понимание исторических контекстов, в которых существовали отдельные люди и целые сообщества, говорит министр.
— Эти изменения — наше противоядие от российской пропаганды на годы вперед. Формируя украинскую идентичность у детей и показывая им историю через субъектность Украины в мире, мы воспитываем поколение, устойчивое к манипуляциям и способное критически осмысливать прошлое и настоящее, — написал он.
Министр в заметке не уточняет, когда именно предлагается внедрить концепцию реформированного исторического образования в школах.
Напомним, ранее в МОН и Минцифры совместно разработали комплексную программу Школа офлайн, целью которой станет повышение качества и эффективности школьного обучения в Украине.