Российский генерал-полковник Александр Лапин, назначенный Кремлем для надзора за безопасностью в Курской области, распустил совет, занимавшийся защитой этого приграничного региона, за несколько месяцев до захода ВСУ.
Об этом сообщает The Wall Street Journal.
Операция ВСУ в Курской области
Так, 6 августа украинские войска пересекли границу с Курской областью и уже по состоянию на сейчас контролируют немалую территорию.
Издание отмечает, что не Лапин сам открыл ворота для ВСУ, просто у него была критическая нехватка личного состава. Но его ошибка характерна для высшего руководства, которое часто не в курсе реалий поля боя.
Централизованное мышление является одной из определяющих черт России при президенте Путине, что обернулось против РФ на поле боя. Оно препятствовало трезвому планированию в Кремле, а после провалов не давало российским войскам импровизировать.
— Властная вертикаль Путина не может оперативно реагировать на быстрые изменения на фронте, а потому на местах уже никто не проявляет инициативы, — отмечает Уильям Кортни, бывший американский дипломат и старший научный сотрудник компании Rand.
Неясно, помог бы распущенный Лапиным межведомственный совет, который объединял военных офицеров с местными и региональными служащими безопасности, организовать согласованный ответ. Но без централизованного органа усилия по вытеснению ВСУ оказались хаотичными и неэффективными.
Теперь Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности и Министерство обороны пытаются возглавить ответ на операцию Сил обороны Украины в Курской области.
По словам генерала Кристофера Каволи, командующего силами НАТО, в РФ не совсем понятно, кто отвечает за реакцию на ответ Украине.
Через несколько часов после захода ВСУ в Курскую область начальник российского Генерального штаба Валерий Герасимов заявил, что силы Лапина и пограничники работают над уничтожением противника в районах, непосредственно прилегающих к российско-украинской границе.
Лапин сигнализировал в Москву
По словам российских военных корреспондентов, перед началом операции ВСУ в Курской области командование Лапина посылало в Москву сообщения, в которых предупреждало, что украинские войска наращивают свою численность на линии фронта. Но Москва отвергла эти предупреждения, думая, что это тактика психологической войны.
Несмотря на разведданные о передвижении войск ВСУ, командование Лапина все же не смогло действовать, укрепляя оборонительные линии или минируя территорию. Поэтому когда украинские подразделения вошли в Курскую область, то не встретили никакого сопротивления. Даже не было сил территориальной обороны.
Украинские войска выводили из строя средства связи, из-за чего российские войска не смогли связаться со своими командирами. Легковооруженные российские военные оказались в ловушке. Некоторые из них оказывали локальное сопротивление, устраивая засады. Однако сотни российских солдат, многие из которых были призывниками, просто сдались в плен.
— В Москве просто не думали, что такой сценарий может произойти, — сказал Конрад Музыка, директор польской компании Rochan Consulting, специализирующейся на исследованиях российских военных.
Оборонное планирование было таким же катастрофическим, как и само российское вторжение в 2022 году, когда в РФ полагались на ошибочные разведданные и верили, что Украина не выдержит полномасштабного штурма. Тогда гигантские колонны бронетехники стали легкой мишенью для украинской артиллерии.
Сейчас Россия пытается получить преимущество на собственной территории, а потому перебрасывает туда часть сил с Востока Украины. Неудачный ответ показал, что операция Украины в Курской области ударила по слабому месту Москвы — планированию на случай чрезвычайных ситуаций.