Среднее образование во время войны: с какими вызовами столкнулись украинские учителя и школьники

освіта в україніосвіта в україні

В этом году День работников образования Украины, или День учителя отмечают 6 октября. Общее среднее образование является фундаментом для успешной будущей жизни каждого человека и для страны в целом. Именно поэтому развитые государства мира уделяют школьному образованию особое внимание.

Уже более четырех лет украинский образовательный процесс переживает турбулентность: сначала из-за Covid-19, а с 2022 года добавилась еще и война, развязанная Россией.

Факты ICTV разбирались, с какими вызовами столкнулись украинские школы и школьники во время войны.

Среднее образование и вызовы войны

Самый главный вопрос на сегодня — что мы будем делать с образованием после победы. Нам необходимо подумать о содержании образования, подготовке учителей, поощрении их идти работать в школы. Важно не забывать, что именно образование и культура являются едва ли не главными факторами в формировании и развитии нации. Как это ни обидно и больно звучит, но именно из-за полномасштабной войны мы осознали наше единство и наши изъяны в образовании.

Уровень знаний детей в Украине ухудшился

По результатам международного исследования качества образования PISA, которое начала Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в 2022 году среди 15-летних школьников 80 стран наблюдалось значительное падение успеваемости по ряду предметов: чтению, математике и естественно-научным дисциплинам. Результаты украинских школьников упали больше всего среди стран ОЭСР.

В комментарии Фактам ICTV Иванна Коберник, соучредитель общественных организаций Родительский контроль и Смарт Освіта отметила, что такое падение уровня знаний украинских школьников — это следствие коронавируса и вынужденного дистанционного обучения, а также прямое следствие полномасштабной агрессии России.

Кстати, сдача теста PISA-2022 в Украине происходила в октябре-ноябре 2022 года, когда Россия беспощадно била ракетами по энергетической инфраструктуре. Соответственно, этот фактор надо учитывать.

— То есть, если мы говорим о фактах, то уровень образовательных достижений из-за войны в Украине ухудшился. Но учитывая наши обстоятельства, мы должны радоваться, что у нас все еще есть система образования как система, что она работает и что дети имеют возможность учиться и в условиях полномасштабной агрессии получать знания и навыки, — отметила Иванна Коберник.

Так, по результатам теста PISA-2022 украинские школьники по математике набрали 441 балл, по чтению — 428, а по естественным наукам — 450. Результаты словацких подростков: по математике 464 балла, по естественным наукам — 462, по чтению — 447 баллов. Эстонские подростки набрали 510 баллов по математике, 526 — по естественным наукам и 511 — по чтению. В соседней Польше также результаты намного выше: по математике — 489, по естественным наукам — 499, по чтению — 489.

В то же время Болгария, Грузия и Молдова показали результаты ниже украинских. Так, подростки Болгарии по математике набрали 417 баллов, по естественным наукам — 421, по чтению — 411. Молдавские школьники набрали: по математике — 414 баллов, по естественным наукам — 417, по чтению — 404. Грузинские 15-летние школьники получили: по математике — 390 баллов, по естественным наукам — 384, по чтению — 374.

Второй объективный результат, которым мы можем пользоваться, это НМТ (национальный мультипредметный тест). Стоит напомнить, что это не проверка уровня знаний — это рейтингование абитуриентов для поступления в высшие учебные заведения. К сожалению, там тоже есть определенные тревожные тенденции, в частности, по математике, которая в этом году была обязательным тестом, отметила Иванна Коберник.

— Когда мы видим, что значительное количество тех, кто сдавал НМТ-2024, не может решить задачи уровня 5-го, 6-го или 7 ласса, то, конечно, это очень тревожная информация, — говорит эксперт.

По ее словам, такое ухудшение уровня знаний вполне справедливо можно списать на войну, потому что обучение постоянно прерывается из-за тревог, обстрелов, переездов детей, невозможность очного обучения, потому что в некоторых школах нет укрытий. Но у украинских школьников и до войны были проблемы с математикой на ВНО. Был ощутимый процент детей, которые не могли выполнить задачу за 5 класс.

Результаты тестирования PISA-2022 также показали, что мы в Украине имеем проблемы с методикой преподавания предметов и необходимостью осовременивания учебных программ.

Украинские дети хорошо или очень хорошо выполняют задания на повторение или воспроизведение знаний. То есть повторить и запомнить, как что называется, наши ученики хорошо это делают. Но когда эти знания надо применить, или сделать выводы, или проверить гипотезы — здесь уже есть проблемы. А это, собственно, то, что нам каждый день приходится делать во взрослой жизни, подчеркивает Иванна Коберник.

— И здесь надо признать, что безотносительно к войне, ковиду или другим проблемам, такого типа задач практически нет в украинских учебниках. То есть в школе дети с ними не сталкиваются. Там есть задания — прочитай, выучи, повтори — и это наши дети делают хорошо, даже во время войны. Но в ХХІ веке этого недостаточно, — говорит эксперт.

Учительница украинского языка и литературы винницкого лицея №21 Надежда Пилипенко в комментарии Фактам ICTV отметила, что во время войны дети стали более уязвимыми. Им трудно сосредоточиться на уроках, особенно после возвращения из укрытия, где они могут находиться не один час. Кроме того, есть много детей, чьи родители сейчас защищают нашу землю от врагов, и именно о своих папе или маме дети постоянно думают и переживают.

Для улучшения уровня знаний наибольший вклад могут сделать именно родители учеников, считает Надежда Пилипенко. Здесь важны мотивация, помощь и контроль с родительской стороны. Не стоит полагаться на то, что ребенок со всем справится сам. По ее мнению, проблемы с учебой нужно решать совместно, чтобы ребенок чувствовал поддержку, но при этом не злоупотреблял.

— Важно не выполнять домашние задания вместо ребенка, ведь это больше вредит, чем дает положительные результаты, — подчеркнула учительница.

Смотрите также
Обучение под обстрелами и тревогами: во время войны ЕС усилил образовательные проекты для украинских детей и молодежи

Обучение украинских детей за рубежом

Детям, которые во время полномасштабной войны вместе с родителями выехали за границу и пошли там в школы, очень трудно тянуть две программы обучения: украинскую и местную. Поэтому здесь именно родители должны решать, по какой программе их ребенок должен обучаться. Потому что вряд ли какой-то ребенок захочет учиться по 16 часов в сутки.

— Но есть и случаи, что дети очень скучают по своей школе, друзьям, и для них это не вопрос тянуть две программы, для них это желание оставаться в той школе, в которой они были в Украине, — говорит Иванна Коберник.

Что касается Украины, то здесь условия для таких детей созданы. Министерство образования и науки приняло порядок, по которому украинским ученикам засчитываются все их полученные знания по предметам, которые у них есть в зарубежных школах. Годовая аттестация происходит только по предметам украиноведческого цикла: язык, литература, история Украины и география. По мнению Иванны Коберник, такая схема является оптимальной.

Читайте также
Перезагрузка Новой украинской школы: в Кабмине рассказали, что планируется

Переход на 12-летнее образование

Переход украинского среднего образования на 12-летнюю систему обучения состоялся в 2018 году. Важным здесь является то, что 12-летняя реформа проектировалась без учета коронавируса, войны и прихода министра образования Сергея Шкарлета, говорит Иванна Коберник.

По ее словам, за время министра образования Шкарлета принимались программы и другие важные решения, которые ее нивелировали и которые не соответствовали сути реализации реформы — Новая украинская школа. Так, не было проведено обучение учителей 5 и 6 классов.

— То есть НУШ (Новая украинская школа) перешла в 5-6 классы, а учителя не получили тренингов, методической помощи и никакого представления не имели, как работать с детьми, которых четыре года учили не только слушать и повторять, но и задавать вопросы, искать нестандартные решения, поддерживали креативный подход. Далее произошел ковид, когда на образовании больше всего экономили. Ну, а дальше – полномасштабная война, – говорит Иванна Коберник и при этом отмечает, что для Украины не является целью именно 12-летнее образование. Целью является правильное распределение нагрузки на детей.

Продление обучения призвано сделать ежедневную нагрузку на детей меньше, чтобы у них оставалось время на кружки, на досуг, на прогулки и тому подобное. По словам Иванны Коберник, при министре Сергее Шкарлете обучение до 12 лет растянули, а нагрузку на учеников не уменьшили.

Учительница Надежда Пилипенко считает, что при 12-летнем образовании наши выпускники вряд ли будут более подготовленными к поступлению в вузы, и вряд ли у школьников появится мотивация успешно учиться. Особенно, если обесценено свидетельство о получении среднего образования.

— Но здесь я вспоминаю высказывание Остапа Вишни: Как-то оно будет. Так у нас с реформами, которые начинает наше МОН, – говорит Надежда Пилипенко.

Сейчас Министерство образования и науки представило обновленные разгруженные программы для 5-9 классов. Но после этого должны появиться учебники, методические материалы, материалы для учителей и детей, чтобы эти программы наполнить реальным содержанием.

Закон об образовании отмечает, что все дети, которые пошли в школу в 2018 году и позже, будут учиться 12 лет.

Читайте также
ГИА в 2025 году: будет ли проводиться и что известно о нововведениях

Дефицит учителей в Украине

Министр образования и науки Оксен Лисовой говорит, что дефицит учителей в Украине является колоссальным, в частности, математики, английского языка, информатики. По данным портала по поиску работы Work.UA, в августе 2024 года работодатели активнее искали учителей математики (+58% к июлю), английского (+29%) и немецкого языка (+24%), воспитателей (+25%), учителей начальных классов (+24%).

По словам Иванны Коберник, выпускники педагогических вузов сейчас не спешат идти работать в школы. Но у нас есть еще один нюанс — общее количество учителей в Украине не маленькое, более 400 тысяч. И поэтому международные партнеры, которые финансируют все необоронные расходы Украины, постоянно намекают, что неплохо бы было оптимизировать количество учителей. Но это, если говорить об общем количестве по Украине.

— Но проблема с дефицитом некоторых специальностей действительно есть. Кстати, я недавно услышала, что в крупных городах ситуация с учителями информатики улучшилась, потому что в школы приходят работать айтишники за бронирование от армии… Кстати, учителей-мужчин в школах стало больше, — рассказала соучредитель Смарт Освиты.

Иванна Коберник считает, что ситуация с дефицитом учителей математики — это и есть та проблема низкого уровня знаний по этой дисциплине. Не хватает хороших учителей, а это значит, что не хватает хорошей подготовки и мотивации для них работать.

Повышение зарплат учителям

На сегодняшний день средняя зарплата украинского учителя составляет 12 тысяч гривен, хотя в соответствии с Законом об образовании, она должна составлять 24 тысячи, заявил министр Оксен Лисовой.

По его словам, повышение зарплат учителей до трех прожиточных минимумов будет возможно при наличии дополнительных 50-60 миллиардов гривен в государственном бюджете.

Иванна Коберник отмечает, что вопрос оплаты труда учителям является очень болезненным и поэтому вряд ли можно рассчитывать, что лучшие из лучших пойдут работать в школу. Но кроме низкой зарплаты учителя массово жалуются на чрезмерную бюрократию, которая и до войны была значительной.

— К сожалению, у государства нет тумбочки, из которой можно достать увеличенную зарплату для учителей, и этого не произойдет в ближайшей перспективе. Но как минимум можно было бы уменьшить бюрократию и создать более комфортные условия для учителей, чтобы те, у кого действительно есть внутреннее влечение для такой работы, могли бы пойти в школу. Это то, что правительство вполне может сделать. Но, к сожалению, это сложный вопрос, в котором нет волшебной палочки, — заявила Иванна Коберник.

Читайте также
Сколько получают учителя: зарплаты педагогов в 2024 году
Марта Бондаренко редактор ленты
Категории: Украина