После начала полномасштабной агрессии России против Украины правозащитники объединились в инициативу T4P (Трибунал для Путина), чтобы документировать военные преступления, совершенные российскими войсками. За три года было зафиксировано более 84 тыс. таких эпизодов.
Об этом сообщили во время презентации работы инициативы за три года.
Итоги работы инициативы Трибунал для Путина
По состоянию на март 2025 года правозащитники фиксировали 84 396 случаев военных преступлений РФ. Из них 3 745 случаев связаны с геноцидом из-за разрушения или повреждения гуманитарных объектов, в том числе культурных и религиозных сооружений.
Кроме того, было зафиксировано 17 421 атаку на гражданские объекты, где не было военных целей, такие как удары по жилым домам или больницам, например, в Мариуполе, Буче, на Каховской ГЭС и по детской больнице Охматдет.
По словам исполнительного директора Центра гражданских свобод Александры Романцовой, военные преступления, совершенные россиянами против гражданских, следует выделить в отдельную категорию.
После начала большой войны правозащитники зафиксировали около 85 тыс. эпизодов с признаками военных преступлений, преступлений против человечности и геноцида в соответствии с Римским статутом.
Также существует закрытая база, которую ведет Харьковская правозащитная группа. Она содержит 15,5 тыс. эпизодов, имеющих статус уголовных производств, которые сейчас расследуются. Эта информация доступна только следователям и представителям потерпевших в каждом из производств.
85% эпизодов в базе касаются преимущественно потери имущества, автомобилей, атак на гражданские объекты и инфраструктуру. Однако не все преступления, по которым были открыты уголовные производства, были задокументированы в базе данных.
На начало 2025 года Генеральная прокуратура Украины зарегистрировала 150 тыс. военных преступлений. Из-за ограниченных ресурсов правоохранители сосредотачиваются на пяти основных типах преступлений: гибель мирных жителей, ранения гражданских лиц, незаконное удержание, насильственное исчезновение и пытки.
Некоторые эпизоды стали основой девяти представлений T4P в Международный уголовный суд (МУС), речь идет о:
- насильственных исчезновениях на ВОТ;
- передаче детей в Россию;
- преступлениях против окружающей среды;
- внесудебных казнях в Буче и других городах Украины;
- жестоком лишении свободы на ВОТ Харьковской области;
- обстрелах Украины;
- языке вражды как преступлении против человечности;
- пытках, которые совершали российские военные.
Несмотря на тяжесть этих преступлений, МУС до сих пор не применил восьмую статью Римского статута, поскольку мир опасается, что это может повлиять на миротворческие операции, например, в Афганистане.
Аналитик Украинского Хельсинского союза по правам человека Владлена Падун считает, что создание Европейского специального трибунала может стать альтернативой для привлечения россиян к ответственности за военные преступления.
Трибунал будет работать на основе трех основных документов: соглашения Совета Европы, соглашения между Украиной и Советом Европы и устава трибунала. Проект называется Шуман и определяет, как будет работать трибунал, какие эксперты будут привлечены и тому подобное.
Она надеется, что это станет новым механизмом привлечения к ответственности и важным прецедентом.
— На сегодняшний день около 40 государств присоединились к Core Group — инициативе, которая поддержала создание этого трибунала. Она занимается созданием этого трибунала, потому что сейчас не может быть применена статья 8 Римского статута и поэтому этот уникальный правовой механизм будет создан на уровне этих государств. Затем они присоединятся к расширенному частичному соглашению Совета Европы, что даст утвердить устав специального трибунала и толчок его работе для привлечения к ответственности России как государства — агрессора и Путина и верхушку, то есть политическое руководство страны, — объяснила Падун.
В то же время директор Центра исследований правоохранительной деятельности (CLEAR) Юлия Богдан отметила, что важно привлечь к ответственности не только исполнителей военных преступлений, но и тех, кто отдавал преступные приказы. Однако полное расследование возможно только после достижения честного и справедливого мира.
Восьмая статья Римского статута Международного уголовного суда определяет понятие военные преступления и устанавливает перечень действий, которые считаются такими преступлениями. Эти действия включают, в частности, умышленное убийство, пытки, бесчеловечное обращение, захват заложников, а также другие серьезные нарушения законов и обычаев войны, которые совершаются во время вооруженных конфликтов.