Глава Министерства финансов США Скотт Бессент заявил, что украинская делегация прибудет в США в конце этой недели или в начале следующей, чтобы обсудить предложенное соглашение о полезных ископаемых.
Документ вызвал немало обсуждений. Эксперты заявляют, что те условия, которые предлагают США по сотрудничеству в сфере добычи недр, неприемлемы для Украины.
Три красные линии в соглашении об ископаемых
Экономист, исполнительный директор Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин раскритиковал потенциальное соглашение между Украиной и США о сотрудничестве в сфере добычи полезных ископаемых.
По его словам, речь идет не столько о самих ископаемых, сколько о финансовом и экономическом контроле над Украиной.
В соглашении есть три красные линии, которых нельзя допустить, говорит эксперт.
Первая – это признание долга перед США за полученные $115 млрд долларов грантов во времена президентства предшественника Трампа Джо Байдена.
– Это, по сути, превращает безвозвратную помощь в долговые обязательства, – объясняет Пендзин.
Второй угрозой он называет перераспределение рентных платежей (общегосударственный налог в Украине).
– В документе прописано, что источником наполнения специального фонда могут стать рентные платежи от добычи полезных ископаемых, которые сейчас поступают в государственный бюджет. Это прямо сказывается на экономической независимости государства, – добавляет эксперт.
Наибольшее беспокойство, по словам эксперта, вызывает третий пункт.
– Все новые залежи полезных ископаемых могут разрабатываться только с согласия фонда, подконтрольного США. То есть речь идет о потере экономического суверенитета Украины. Если, к примеру, европейская компания захочет зайти на украинские месторождения, а США будут против, они смогут заблокировать этот процесс.
США хотят, чтобы соглашение о недрах было бессрочным
Пендзин также обращает внимание на то, что сделка бессрочная.
По мнению экономиста, такое соглашение несет гораздо больше рисков, чем выгод, и требует широкого общественного обсуждения перед принятием.
– Это не временная договоренность на 10 или 20 лет – она бессрочная. А это означает продолжительный контроль за ключевыми ресурсами Украины. Хуже всего – мы рискуем закрепить это юридически, – подытожил он.
Однако стоит отметить, что сейчас речь идет только о драфте соглашения об ископаемых.
Консультации между сторонами продолжаются, а к переговорам со стороны Украины привлечены юридические команды.