По оценкам правительства Украины, в государственном бюджете не хватает 500 млрд гривен, из-за чего ситуация является критической и может отразиться на зарплатах для военных и оборонных закупках.
Поскольку, как говорят чиновники, искать указанные средства надо срочно, Кабмин предлагает повысить налоги. В то же время представители бизнеса и различные экономические сообщества выступают против таких действий и считают, что в вопросе привлечения средств для бюджета нужно искать компромиссы.
Параллельно с этим эксперты указывают, что хотя эти налоговые взыскания коснутся крупного бизнеса и тех, кто имеет средства, но в конечном итоге ноша может лечь на всех граждан Украины.
Какое дополнительное налогообложение предлагает правительство, какова позиция крупного бизнеса, что говорят экономические эксперты и есть ли альтернативы для перекрытия дефицита бюджета — Факты ICTV собрали все в одном материале.
- Повышение налогов: что предлагает правительство
- Повышение налогов: что говорит бизнес
- Что говорят экономисты
- Дефицит в бюджете: есть ли альтернативы повышению налогов
Повышение налогов: что предлагает правительство
По мнению правительства, дефицит в 500 млрд гривен в бюджете частично можно перекрыть за счет увеличения налогов. Соответствующий шаг Кабмин хочет реализовать благодаря законопроекту № 11416, который был зарегистрирован в Верховной Раде 18 июля.
В документе предусмотрены новые правила военного сбора на период действия военного положения в Украине. Чиновники говорят, что введение налогов позволит привлечь в 2024 году в бюджеты около 125 млрд гривен.
Как указывает представитель правительства Украины в Верховной Раде Тарас Мельничук, целями указанных изменений являются:
- создание условий для надлежащего функционирования экономики;
- наполнение доходной части бюджета;
- обеспечение национальной безопасности и обороны.
В общем правительство предлагает поднять налоги следующим образом:
- с доходов физических лиц — 5%;
- с доходов юридических лиц — 1%;
- ФЛП I, II и IV группы — 5% в расчете двух минимальных зарплат в месяц;
- ФЛП III группы — 1%.
Предлагается также повысить военный сбор на следующие товары и услуги:
- покупка и продажа банковских металлов — 5% от стоимости операций;
- продажа ювелирных изделий — 30%;
- покупка нового легкового авто — 15%;
- продажа объекта недвижимости — 5%;
- услуги мобильной связи — 5% от стоимости услуг для конечного пользователя.
Кроме того, правительство хочет увеличить поступления в бюджет за счет других платежей:
- аванса на прибыль предприятий, торгующих топливом — 0,5 минимальной зарплаты/м³ резервуаров для хранения бензина;
- акциза на сладкие напитки — €0,1/л.
Параллельно с этим 18 июля Верховная Рада одобрила повышение акциза на топливо, что имеет целью привести законодательство Украины к нормам ЕС для выполнения Соглашения об ассоциации. Согласно повышению акцизов, рост цен на бензин, дизель и газ будет происходить до 2028 года, пока не достигнут минимального уровня, предусмотренного директивой Совета ЕС.
Председатель Комитета по вопросам финансовой, налоговой и таможенной политики Верховной Рады Даниил Гетманцев говорит, что законопроект Кабмина о повышении налогов не является оптимальным и требует доработки. Вместе с тем, считает он, увеличения отдельных налоговых взысканий не избежать.
Ситуация с выплатами для войска, в частности с зарплатами, может обостриться в конце сентября текущего года.
— Мы имеем перевыполнение по налогам (по году будет около 90-100 млрд грн), но оно недостаточно для покрытия всего разрыва в финансировании сектора безопасности и обороны, — сообщил он.
Нардеп добавляет, что в течение ближайших недель будет происходить сложная дискуссия о внесении изменений в государственный бюджет 2024 года, поскольку законопроект № 11416 не оптимизирован с точки зрения фискальной нагрузки, администрирования и возможных дисбалансов для экономики.
Министр финансов Украины Сергей Марченко говорит, что поиск дополнительных 120 млрд гривен для бюджета является необходимостью и решение должно быть принято до сентября, хотя в правительстве и готовы к компромиссам с бизнесом.
Повышение налогов: что говорит бизнес
Представители разных звеньев бизнеса резко отреагировали на инициативу правительства по повышению налоговых взысканий.
Так, например, соучредитель monobank Олег Гороховский написал в своих соцсетях: “Тот, кто придет к тебе с предложением повысить налоги в воюющей стране, тот и предатель”.
Основатель компании Ajax Systems Александр Конотопский написал, что “налоги поднимать нельзя”, поскольку это “архитектурная вещь” и граждане и бизнес “к этому не готовы”.
Параллельно с этим сообщество Diia.City United выступило против поднятия налоговых взысканий с компаний и ФЛП различных групп, а также призвало чиновников найти другие источники поступлений в бюджет.
— Выступаем против необоснованного поднятия налогов с оборота (дохода) компаний и доходов физлиц и призываем правительство проработать другие источники поступлений в бюджет, — говорится в сообщении.
В сообществе Diia.City United считают, что предложенные в законопроекте изменения приведут к увеличению теневой экономики и оттоку бизнеса из Украины.
В Торгово-промышленной палате Украины также говорят, что правительство должно воздержаться от принятия законопроекта № 11416, поскольку в документе есть ряд “крайне угрожающих норм для стабильной работы предпринимателей и экономики”. Эксперты ТПП считают, что налоговые нововведения приведут к усилению фискального давления на добросовестных налогоплательщиков и тоже, как в сообществе Diia.City United, говорят о рисках роста теневой экономики.
Вчера, 31 июля, Олег Гороховский сообщил, что состоялся круглый стол между представителями правительства и бизнеса по вопросу налогов. Встреча длилась 2,5 часа, и бизнесмены пытались “глубже понять, использовал ли Кабмин все возможности для оптимизации бюджетных расходов и увеличения доходов”.
Предприниматели говорят, что сегодня существует большое количество проблем, решение которых может привести к поступлениям в бюджет, а налоги при этом не стоит поднимать: “дробление на ФЛП, зарплаты в конвертах, дыры в таможне, обход акцизов”.
Гороховский говорит, что представители правительства и Минобороны “объяснили критическую потребность увеличить военные расходы” в этом году на 500 млрд грн, а дополнительные средства пойдут на:
- 60% — выплаты зарплат военным;
- 40% — оружие, технику и другие критические расходы.
Предприниматель говорит, что бизнес получил “много ответов”, а стороны договорились продолжить консультации на следующей неделе в профильном комитете Рады.
— Все сложно… — резюмировал он.
Что говорят экономисты
Член Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин в комментарии Фактам ICTV сказал, что дополнительное налогообложение будет проблемным в любой стране мира, поскольку “налоги никто платить не любит”.
Он подчеркивает, что указанные средства нужны государству на безопасность и оборону, а потому ее невозможно будет привлечь из макрофинансовой помощи от партнеров, соответственно, их нужно будет брать из украинской экономики.
— Что значит брать из экономики? Это или заимствовать через облигации внутреннего государственного займа, или повышать налоги. Теми предложениями, что подало правительство, они смогут перекрыть разве что 140 млрд гривен. По более пессимистическим оценкам, вообще 120. Остальное будет перекрываться за счет ОВГЗ (облигации внутренних государственных займов, — Ред.) и экономии на статьях расходов, связанных с обслуживанием госдолга, — говорит он.
Вместе с тем, продолжает Пендзин, указанные 120 млрд из налогов станут дополнительным грузом на всех гражданах Украины, поскольку украинцы “являются конечным плательщиком многих налогов”.
В то же время председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак в комментарии Фактам ICTV рассказал, что для того чтобы уменьшить дефицит в государственном бюджете, с одной стороны, “надо повышать доходную часть, а с другой — уменьшать расходную часть на необязательные во время войны расходы как из центрального государственного бюджета, так и из местных”.
Оба эксперта соглашаются с бизнесом и говорят, что введение дополнительной налоговой нагрузки приведет к тому, что правительство вытеснит часть предпринимателей в теневые схемы, а с налогов будут получать даже еще меньше, чем сегодня.
По мнению Олега Пендзина, между предпринимателями и правительством может быть найден компромиссный вариант, но в любом случае “все ляжет на конечных потребителей”.
— Мы должны это понимать с вами: и НДС, и акцизы, и военный сбор кто платит? Граждане. Большинство в данной ситуации переложит этот налог на плечи нас с вами, мы являемся конечным плательщиком, — говорит он.
По его мнению, в поисках компромисса Кабмин может убрать “слишком одиозные вещи” из законопроекта, например налог 15% на покупку нового автомобиля или 30% на ювелирные изделия.
— Это полностью поставило бы крест на легальной продаже (авто, — Ред.). Мы же меньше автомобилей покупать не станем, но станем просто больше покупать автомобилей на сером рынке. Вероятно, тоже что-то будут делать с ювелиркой, потому что 30% — это просто запрещенная цифра. Поэтому могут быть изменены какие-то архитектурные вещи, но в общем все это будет подстраиваться под нужды (правительства, — Ред.), — говорит он.
Дефицит в бюджете: есть ли альтернативы повышению налогов
По словам Андрея Новака, сегодня можно увеличить доходную часть государственного бюджета не только за счет налогов, но и другими способами.
Например, из других внутренних резервов, а именно — через запрет “многочисленных схем в различных сферах”, что даст в “несколько раз больше дополнительных поступлений”, чем предлагает правительство через налоговые взыскания.
Во-первых, говорит он, самой большой статьей внутреннего резерва является использование офшорных схем.
— Уже давно надо было, по крайней мере на время военного положения, а в принципе даже и в мирное время, осуществить полный запрет на использование не украинской юрисдикции в экономической деятельности, которая касается украинских товаров или продажи товаров на украинском рынке. То есть во всех экспортно-импортных операциях должен быть полный запрет использования юрисдикции в офшорных зонах, которых на сегодня есть 27 по миру — Кипр, Панама, Виргинские острова и тому подобное. Только этот шаг принес бы дополнительно в бюджет от 350 до 500 млрд грн ежегодно, — считает председатель Комитета экономистов Украины.
Второй схемой, на которую указывает эксперт, является “возмещение НДС фиктивным фирмам”, которые не осуществляют никакой деятельности, но через соответствующие схемы получают огромные средства из государственного бюджета. Прикрытие этой схемы могло бы принести бюджету от 100 млрд до 150 млрд грн ежегодно, считает Новак.
Третьей схемой является контрабанда на таможне, регуляция которой может добавить госбюджету от 200 млрд до 350 млрд грн ежегодно.
— Если прикрыть эти очень масштабные схемы или схематозы, то дополнительно в бюджет можно привлечь до 1 триллиона гривен ежегодно. И таким образом почти полностью покрыть существующий на сегодня дефицит. И это совсем снимает потребность поднимать налоги для всех граждан, предпринимателей, которые и без того сейчас находятся в тяжелой экономической ситуации, — говорит Новак.
На вопрос о том, что все эти меры требуют времени, когда же деньги нужны в ближайшие месяцы, Новак ответил, что большинство указанных процессов оцифрованы, а потому для их реализации нужна, прежде всего, политическая воля.
— Все меры можно реализовать чрезвычайно быстро, была бы политическая воля, особенно в условиях того, что практически все процессы уже компьютеризированы, запрограммированы и все в электронном виде происходит, — говорит он.
Также Новак отмечает, что для покрытия имеющегося дефицита нельзя использовать золотовалютный резерв Украины, поскольку это одноразовые расходы в экстренных случаях, когда же государству нужны долгосрочные решения.
— Тратить золотовалютные резервы на покрытие дефицита бюджета можно однократно или двукратно, когда речь идет об очень острой необходимости, как, например, во время войны, когда нет другого варианта и других источников поступлений оперативных, а надо срочно осуществить какие-то бюджетные расходы. Вот тогда так можно сделать. Как пример, можно вспомнить, когда у нас были задержки с американской помощью. Но это не может быть установлено как правило, поскольку золотовалютные резервы предназначены для поддержания курса гривны, а не для перекрытия дыр в бюджете, — объясняет он.
Олег Пендзин еще одним альтернативным вариантом называет экономическое бронирование, которое предусматривает уплату гражданами с высоким доходом ежемесячной суммы за бронь от мобилизации. Впрочем, по этому вопросу в Верховной Раде есть значительные споры и сложности.
— Было еще предложение увеличить налог на добавленную стоимость (НДС, — Ред.). Почему от этого отказалось правительство? Потому что, говорят они, это является дополнительным давлением на малообеспеченные слои населения, — говорит эксперт.
Вместе с тем, продолжает Пендзин, сегодня Кабмин направил дополнительное налоговое давление на сферы деятельности для тех граждан, которые имеют деньги.
— То есть если вы получаете доход, то получаете военный сбор. Если вы покупаете драгоценные металлы или машины, то вы точно имеете деньги. А налог на добавленную стоимость касается всех, его избежать невозможно. Это с одной стороны. А с другой стороны, это резко увеличит стоимость товаров для всех категорий населения, для малообеспеченных. Потому что это дополнительный налог на продукты, на все остальное, — объясняет экономист.
В общем, говорит Пендзин, дополнительная налоговая нагрузка, даже из расчетов правительства, не перекроет тот дефицит, который сегодня существует в бюджете, а потому будут введены какие-то другие дополнительные меры для привлечения средств.