Для чего нужен индивидуальный налоговый номер и как его получить

Папка, документы, документи, документПапка, документы, документи, документ

ИНН — это индивидуальный налоговый номер. Сегодня он называется РНУКНП, то есть регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика.

Для чего нужен РНУКНП (ИНП) и как его получить — узнавали Факты ICTV.

Что такое ИНН

Регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов (РНУКНП) (ранее индивидуальный налоговый номер (ИНН)) — это цифровой код, необходимый каждому налогоплательщику для учета в фискальных органах.

На протяжении всей жизни РНУКНП не меняется, кроме случаев, связанных с религиозными убеждениями.

После смерти налогоплательщика регистрационный номер теряет актуальность и не может быть присвоен кому-то другому. Данные, связанные с номером, хранятся в архиве 75 лет.

Когда может понадобиться ИНН

С одной стороны, РНУКНП (ИНН) облегчает деятельность фискальной службы, с другой стороны, он полезен и самим гражданам.

Кроме налоговой системы, ИНН сопровождает человека во многих сферах деятельности, которые предусматривают социальные, экономические и трудовые отношения. Например, он ускоряет принятие решений по различным социальным выплатам.

Теоретически, можно вообще не обращаться в налоговую за регистрацией себя как плательщика налогов, но без этого номера вы не сможете купить жилье, получить кредит или льготы — выплаты, государственная помощь, зарплата или пенсия.

РНУКНП точно понадобится вам в следующих случаях:

  • при устройстве на работу, так как ваш новый работодатель будет перечислять в бюджет, кроме своих налогов, еще и налоги за вас;
  • если вы частный предприниматель, именно по ИНН налоговая идентифицирует ваши платежи;
  • при открытии счетов в банке или оформлении кредита, так как банку необходимо платить налоги, связанные с вашими транзакциями;
  • при покупке/продаже дорогих материальных ценностей (недвижимость, автомобиль);
  • в любых других финансовых операциях, которые связаны с уплатой налогов;
  • при оформлении социальных выплат.

Как получить ИНН

Любое физическое лицо, независимо от возраста и от того, является ли резидентом, может бесплатно в течение пяти рабочих дней получить РНУКНП (ИНН).

РНУКНП (ИНН) можно получить с помощью портала государственных услуг iGov.org.ua. Там необходимо выбрать свой регион и заполнить поля, следуя подсказкам на экране.

Если возможности воспользоваться услугами регистрации ИНН онлайн нет, вам необходимо обратиться в территориальный орган государственной налоговой администрации Украины:

  • по месту жительства;
  • по месту получения доходов.

Кто может получить и какие документы нужны

РНУКНП (ИНН) может получить:

  • совершеннолетний гражданин Украины — учетная карточка в соответствии с формой №1ДР (она же является заявлением), паспорт (копия) или другой документ, способный удостоверить личность;
  • отец (опекун) для ребенка — копия паспорта одного из родителей (опекуна), копия свидетельства о рождении ребенка, учетная карточка в соответствии с формой № 1ДР (она же является заявлением);
  • нерезидент для уплаты налогов в Украине — учетная карточка, паспорт (копия) или другой документ, способный удостоверить личность;
  • законный представитель или уполномоченное лицо — учетная карточка, паспорт доверителя, паспорт (копия) или другой документ, способный удостоверить личность.

Если вы за границей, можно подать документы по почте на адрес Министерства доходов и сборов Украины:

  • учетная карточка в соответствии с формой № 1ДР (она же является заявлением), подписанная и заверенная местным дипломатическим представительством;
  • ксерокопия паспорта с четким изображением документа.

Важно, если какой-либо из подаваемых документов выдан не на украинском языке, к нему необходимо добавить:

  • заверенный в установленном законодательством порядке перевода на украинский язык (после предъявления возвращается);
  • копию перевода.

После регистрации выдается карточка налогоплательщика в виде документа, который включает в себя следующие реквизиты:

  • П.И.Б получателя;
  • дату рождения;
  • дату постановки на учет в налоговой службе;
  • сам регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика гражданина;
  • подпись представителя и печать организации местного налогового органа.

Карта выдается только при предъявлении оригинала документа, устанавливающего личность зарегистрированного лица. Если регистрация проводилась законным представителем, то необходим и документ представителя.

Читайте также
Пособие по безработице 2025: как получить и размер выплат
Владислава Ткаченко редактор ленты
Категории: Общество