PCEtLSDQndC1INC00L7QsdCw0LLQu9C10L3QsCDRgNC10LrQu9Cw0LzQvNCwIGZ1bGxzY3JlZW4gLS0hPg==
ФАКТИ iPad / iPhone ФАКТИ Android
Ігор Шапатаєв
Автор: Ігор Шапатаєв

Как привлечь спонсоров на платформе краудфандинга

Самое важное в проекте на платформе — вознаграждения и видеопрезентация

Окончание. Часть 3 – здесь. Часть 2 – здесь. Часть 1 – здесь.

Нет определённых рамок для создания проекта на платформе краудфандинга. Это может быть как абсолютно новый продукт, о котором никто раньше не знал, а может быть поддержка уже существующего. Конечно, гораздо больше внимания привлечёт проект, автор которого уже может предоставить плоды своей работы. В сфере изобретательства для успешного краудфандингового проекта необходим наглядный прототип будущего продукта. Для организации выставки художника нужны репродукции его картин. Для записи альбома — уже записанные песни артиста или видео выступлений. Наглядность очень важна, ведь спонсоры должны видеть, что именно они собираются поддержать. Простое словесное описание идеи, которая когда-нибудь в будущем будет реализована, вряд ли сумеет привлечь внимание.

Перед стартом проекта в краудфандинге очень важно составить для себя подробный бизнес-план. Это поможет самому автору понимать потребности аудитории, реально оценить необходимую сумму с учётом всех рисков, пошагово составить план реализации проекта. Здесь нужно учесть множество деталей: найти и договориться с людьми, которые будут работать над реализацией проекта; продумать вознаграждения и время доставки спонсорам; составить список медиа-площадок для рекламы проекта, наладить связь с журналистами, блогерами. Следует помнить, что каждый проект — это бизнес-идея и относиться к нему нужно как к бизнесу.

Самое важное в проекте на платформе — вознаграждения и видеопрезентация. Это два пункта, к которым следует отнестись с особым вниманием. Вознаграждения должны обязательно быть частью проекта. Даже если это футболка — то с авторским дизайном в единственном экземпляре. Ради эксклюзивности и спонсируются проекты.

Видеопрезентация гораздо интереснее, чем даже самое ироничное описание. Она должна быть искренней и информативной. Стандартный сюжет видеопрезентации: рассказ об авторе проекта или команде (чего достигли, как пришла идея проекта), рассказ о самой идее, её уникальности и социальной значимости, а также мотивационная часть, которая должна убедить каждого спонсора в том, что автор действительно готов реализовать этот проект и для него это действительно важно.

Думать о способах привлечения спонсоров и рекламной кампании нужно ещё до публикации проекта. Автор успешного проекта iBlazr Влад Тисленко в многочисленных интервью рассказывал о том, что договаривался о публикациях в СМИ про свой продукт задолго до выхода проекта на Kickstarter. Информационный шум создал благоприятные условия для старта, благодаря чему необходимую сумму проект собрал за несколько дней. Автор может даже сотрудничать с PR-агентством, которое будет продвигать его проект по всем возможным каналам.

Ни одна краудфандинговая платформа не занимается продвижением отдельных проектов! Это задача лежит исключительно на плечах автора. Он может писать своим друзьям в соц.сетях, просить поддержки у родственников, создавать темы на форумах, заводить знакомства с известными блогерами, которых интересует тематика проекта. По статистике, пользователь, который просто зашёл на платформу и случайно заинтересовался проектом, проспонсирует его только в том случае, если проект уже собрал 25 % необходимой суммы. Это оправдано психологией: если никто не спонсирует проект, значит, что-то с ним не так.

Как уже упоминалось, спонсоров привлекает наглядность, обилие фотоматериалов, простая и понятная видеопрезентация, наличие именитого куратора, активность автора в работе над проектом и, конечно же, интерес других пользователей, выраженный в проценте собранной суммы. Не нужно массового спамить всех подряд информацией о проекте и просьбами поддержки. Гораздо эффективнее найти «друзей» по интересам, завязать знакомство и заинтересовать своей идеей. Времени на адресное обращение к каждому спонсору понадобиться больше, но и результат не заставит себя долго ждать.

После успешного завершения проекта автор с помощью платформы собирает данные о своих спонсорах, договаривается с каждым о пересылке вознаграждений и временных рамках, за которые он обязуется их сформировать и выслать. Он должен помнить, что несёт юридическую ответственность перед спонсорами. К моменту завершения у автора должно быть всё готово к процессу реализации. Деньги — только кнопка «старт». Из полученных денег удерживается комиссия платформы и, по желанию, платформа сама может уплатить государственный налог. Всё остальное в течение нескольких дней (в зависимости от работы банка) перечисляется на счёт, указанный автором при создании проекта. В процессе реализации платформа уже никак не участвует. Это частное дело автора, и обо всех задержках он уже должен информировать лично своих спонсоров.

Если проект не собрал нужную сумму в срок, он считается неуспешным. В данном случае автор может либо просто забыть об этой идее, либо искать другие пути реализации, либо сделать работу над ошибками и снова запустить проект на платформе. Обычно на платформах нет никаких запретов на повторную публикацию неуспешного ранее проекта.

Единственное, что действительно может помешать автору собрать деньги — его полная пассивность во время сбора финансирования. Любая, даже самая инновационная и невероятная идея, обречена на провал, если автор никому о ней не рассказывает и не работает над рекламной кампанией.

Говорить о статистике успеха в украинском краудфандинге ещё очень рано. На опыт зарубежных платформ опираться не хочется, поскольку нужно учесть разницу менталитетов, доступа в сеть, активность интернет-торговли и многое другое. Пока что отношения автор-спонсор, к примеру, в США и в Украине — это абсолютно разные вещи.

Поиск куратора в Украине — это кропотливая и пока не дающая должного результата работа. В большинстве своём организации не только не понимают, что это за возможность и какую пользу из неё можно вынести, но даже не практикуют такие виды сотрудничества.

Как показала практика, процент успешных проектов в Украине невелик по одной основной причине: украинцы пока не понимают, что такое PR своей идеи и почему без него ничего не работает. Они думают, что платформа делает это сама и нужно только подождать денег. Но это в корне неверное представление о краудфандинге. Успех каждого проекта на 95 % зависит исключительно от автора проекта и его активности в образовании целевой аудитории. Только 5 % от нужной суммы привносит аудитория платформы. И пока не будет понимания этой простой истины, проекты не будут реализовываться.

 

Я решил на своем личном проверить краутфандинговую модель и создал свой проект на платформе Na-Starte – всеукраинский социальный проект по нанесению разметки на парковках в центральной части наших городов.

Якщо побачили помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту і натисніть Ctrl+Enter.

Вгору Вгору
Вверх

    Знайшли помилку в тексті?

    Помилка