PCEtLSDQndC1INC00L7QsdCw0LLQu9C10L3QsCDRgNC10LrQu9Cw0LzQvNCwIGZ1bGxzY3JlZW4gLS0hPg==
ФАКТИ iPad / iPhone ФАКТИ Android
Микола Капітоненко
Автор: Микола Капітоненко

Вчити історію буває шкідливо

Я периодически подбрасываю студентам мысль – всегда почему-то неожиданную для них – что учить историю часто бывает вредно для понимания текущих процессов и построения адекватной политики. Исторические стереотипы и построенные на них оценки уникальных событий в прошлом редко дают рабочие рецепты в настоящем и тем более – в будущем.

В Кремле любезно решили снабдить меня материалом для иллюстрации этого тезиса. Там, похоже, считают, – по старой советской традиции, – что из истории можно и нужно извлекать уроки.

Например, из истории Гитлера. Его ошибка была в том, что он вовремя не остановился и развязал мировую войну.

Эту нехитрую мысль знает любой старшеклассник. Азарт Гитлера привел его к краху, но вот если не повторить его ошибок – все будет отлично.

Аннексировать Крым, принудить Украину к зависимости и расширить сферу особых интересов до привычных пределов и выторговать себе сделку, похоже, считается примером умеренности залогом успешности.

Наверное, Гитлер тоже рассуждал похожим образом. Но потом столкнулся с неконтролируемыми процессами и со структурными факторами.

Игра стала минусовой: либо гарантированный проигрыш в среднесрочной перспективе, либо 5-10% шанс отложить крах на несколько десятилетий ценой 90-95% риска проиграть уже через несколько лет.

Отличный момент осознать бесполезность исторических знаний и обменять их на парочку лекций по теории игр.

Источник: Facebook.com

Теги:
Якщо побачили помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту і натисніть Ctrl+Enter.

Вгору Вгору
Вверх

    Знайшли помилку в тексті?

    Помилка