Ситуация в Азовском море обострилась. 25 ноября в Керченском проливе российский катер пограничной службы ФСБ открыл огонь по кораблю ВМС Украины.
Все же военное положение. Иного, в принципе, не поймет значительная часть общества.
Вопрос в другом: насколько Петр Порошенко будет поднимать ставки. Военное положение – это война, отсутствие выборов, возможное ограничение свобод (несмотря на заявления) и т.д. Если режим перейдёт по времени отметку 4 месяца – можно забыть про избирательные кампании на 2019 год.
Это будет означать проблемы, в том числе, с инвестициями, с вложениями в экономику и, на фоне проблем с выплатой долга, возможны проблемы в экономике в принципе. С другой стороны проще пройти через дефолт.
Возможен “лайт вариант”? Возможен. Если по времени режим будет ограничен 2-3 месяцами максимум. В идеале – месяц-два. В таком случае проводятся необходимые мероприятия по зачистке информационного поля, акции протеста ставятся на паузу, страна повышает ставки в диалоге с партнёрами. И после возврат к привычному ритму “как демонстрация преданности идеалам демократии”.
В Раде проголосуют. Вряд ли кто на таком фоне решится сделать иначе.
Президент поднял вопрос Будапештского меморандума. В принципе, сейчас действительно имеет неоспоримый акт агрессии. Возможно, в случае “лайт варианта ВР” будет попытка перехватить риторику конкурентов о “возврате к Будапештскому меморандуму”.
Что будет – узнаем уже завтра.
Автор: Игар Тышкевич, эксперт программы Международная и внутренняя политика Украинского института будущего.