В октябре исполняется три года одному из наших основных проектов – sportbank.
Это необанк, не имеющий физических отделений, и все операции – начиная от заказа карт и до открытия депозита или получения кредита, наши клиенты могут осуществлять за несколько кликов на своем смартфоне.
В Украине всего несколько необанков, и я горжусь тем, что sportbank за три года стал одним из самых успешных из них. Напомню, что он входит в наш профильный финтех-фонд N1.
Кроме него, в портфеле фонда N1 – платежная система Asquad, стартап с технологией Tap to phone Transenix и другие финтех-проекты.
Я – Никита Измайлов – являюсь инвестором и СЕО фонда. Многим участникам рынка я также известен как управляющий партнер украинского представительства международной холдинговой компании Parimatch.
Подчеркну, что сейчас эта должность в прошлом, но я остаюсь акционером Parimatch.
Впрочем, сегодня я хотел бы поделиться вдохновляющим опытом развития sportbank, который успешно осуществляла и осуществляет наша команда в очевидно непростых условиях. Напомню, каких именно.
Сразу после запуска проекта в октябре 2019 года началась пандемия COVID-19, а когда Украина только от нее оправилась, началась полномасштабная война. Но предложения, предоставляемые необанком, оказались именно тем, что нужно клиентам в непростые времена.
Таким образом, они получили эксклюзивные преимущества по сравнению с клиентами традиционного банкинга. Однако обо всем – по порядку.
Проект был начат летом 2018 года. Переговоры с банками-партнерами, формирование команды длилось до конца года. В 2019 году мы полностью сосредоточились на разработке продукта, в октябре вышли на рынок в режиме бета, а уже в январе 2020 года наши приложения появились в маркетах.
В марте начался рост клиентской базы, не прекращающийся до сих пор. С тех пор наши клиенты сделали более 10 млн переводов с карты на карту на общую сумму около 10 млрд грн.
Пока у sportbank более 500 тыс. клиентов, кредитный портфель на 1 млрд грн, 100 тыс. сберегательных счетов на сумму около 100 млн и около 15 тыс. депозитов более чем на 100 млн грн.
Причем рост депозитов произошел как раз во время войны, эту услугу мы запустили в феврале накануне российского вторжения.
Этот рост очень радует и показывает, что мы все делаем правильно, поскольку увеличение депозитов во время форс-мажора – безусловное свидетельство глубокого доверия клиентов к банку.
Мы идем по своему пути. Собственно, этот принцип я исповедую еще со времен работы в «arimatch, и он работает. Мы не строим планы о занятии конкретной части рынка.
Наша стратегия связана с нашими ожиданиями по финансовому результату. Тем не менее динамика нашего развития составляет от 500 до 1000 клиентов в день.
2020 год мы закончили с количеством 150 тыс. клиентов, а 2021 – 350 тыс. клиентов. На сегодняшний день имеем около полумиллиона клиентов и до конца года, думаю, получим еще до 100 тыс. То есть у нас будет под 600 тыс. клиентов на конец 2022 года.
Одна из причин высокого уровня доверия клиентов к нам – все наши процессы с первого дня российского вторжения оставались бесперебойными: карты работали, выполнялись все операции, были доступны лимиты и клиентские балансы.
Еще одна причина – с первых дней российского вторжения мы не отключали кредитные лимиты. И это очень помогло многим людям, оказавшимся в затруднительном положении на то время.
Позже, когда ситуация усложнилась, мы лишь на время сократили лимиты, заранее предупредив клиентов, но впоследствии их вернули. И еще одно – мы не меняли ставок и комиссий для наших клиентов.
Вообще, во всех украинских банках вопрос кредитования во время войны – один из сверхсложных. Наш подход – индивидуальный и лояльный каждому клиенту. Мы понимаем, что все изменилось, некоторые люди потеряли работу, кто-то переехал.
Поэтому сейчас мы движемся очень медленно, и наша задача – прирастать с точки зрения кредитования на таких объемах, чтобы компенсировать погашения, которые сейчас делают клиенты. На данный момент мы сохраняем текущий уровень, к концу 2022 года и в 2023 – планируем рост.
Нас часто спрашивают – как удалось сохранить стабильность работы в условиях форс-мажора? Что ж, самые большие изменения касаются локационного принципа организации труда.
Мы полностью перешли на дистанционную работу. Да, у нас есть два офиса в Киеве – операционный и разработочный, при необходимости сотрудники посещают их. Но вся система наших встреч и совещаний построена таким образом, что человек может подключиться с любого места.
Предыдущие ковидные годы научили нас это делать, однако некоторые процессы пришлось перестраивать. И это логично, что виртуальный, дистанционный банкинг делает дистанционно работающая команда. Оказалось, что это не только возможно, но и эффективно.
Также мы существенно скорректировали нашу дорожную карту. Сначала убрали проекты, связанные с программой лояльности: у нас был свой план, как развивать наш кэшбек.
Кроме того, приостановили разработку новых кредитных продуктов, потому что на том этапе прежде всего нужно было возвращать кредитные карты к нормальной работе, а уже потом смотреть на другие кредитные продукты.
Мы понимали, что в приоритете было сосредоточиться на благотворительности, возможности перевести деньги. Поскольку многие украинцы вынуждены были уехать, мы начали доставлять пластиковые карты за границу. А также сменили язык нашего приложения, убрали русский.
Кроме того, мы работали с лимитами, которые менял Национальный банк, пытались работать с валютными курсами таким образом, чтобы нашим клиентам было выгодно использовать именно нашу карту.
Относительно планов. Мы планировали добиться безубыточности проекта, и у нас это получилось. До полномасштабной войны планировали увеличить наш кредитный портфель на полтора миллиарда гривен, но сейчас мы его удерживаем на довоенном уровне.
Следующая метрика — мы планировали рост депозитов, но сейчас, тем более, когда мы только начали запускать валютные депозиты, этот план выполнен частично, что является успехом с учетом ситуации в стране.
Что касается количества клиентов – мы планировали прирост на 300 тыс. в этом году. И прогноз до конца года — прирост на 250 тыс., поэтому план мы почти выполнили.
Подытоживая, хотел сказать, что я горд тем, что имя Никиты Измайлова связано с таким проектом как sportbank, и с замечательной командой и партнерами, вместе с которыми мы создали наш необанк.
В этот проект я пытался принести основы, на которых работал и в других бизнесах, в том числе в Parimatch, а именно – веру в преимущество новых технологий, клиентоориентированность, гибкость и одновременно неустанность в движении к цели.
Будем сохранять эти устои и работать над развитием нашего проекта, который сегодня приносит пользу сотням тысяч украинцев.