Необанки — будущее мировой банковской системы и один из двигателей IT-индустрии. Их популярность стремительно растет по всему земному шару, и в Украине, в том числе.
Что подтверждается исследователями, которые утверждают, что 20-30% потребителей уже сталкивались и пользовались услугами необанков. А также инвесторами, которые видят здесь большую перспективу и вкладывают в ее развитие крупные капиталы.
Сегодня в мире насчитывается около 400 необанков. Серьезная цифра, особенно, если учесть, что пик инвестиций в данное направление пришелся лишь на последние несколько лет.
Очень воодушевляет и восьмилетний прогноз по развитию этого бизнеса в мировом масштабе — на 53% с 2022 по 2030 годы, до $2 трлн. За такой рынок готовы побороться многие, и наш sportbank – в том числе.
Конечно, полномасштабное вторжение в Украину затормозило некоторые планы и проекты сразу после 24 февраля. Нам, как и многим, пришлось преодолевать трудности. Но со временем стало ясно, что в сложной и даже критической ситуации спрос на необанкинг будет выше, чем прежде.
У него больше возможностей, в сравнении с классическим банкингом и с обслуживанием населения в банковских отделениях, эти возможности будем использовать максимально.
Определенные идеи остались еще со времен пандемии коронавируса, так что знаем, что нужно делать и как помогать людям.
2022 год показал, что украинские банки готовы активно развивать и зарабатывать на транзакционном бизнесе. Он оказался в приоритете с началом миграции.
По оценке ООН, около 8 млн украинцев из-за войны были вынуждены уехать за рубеж — им нельзя терять связь со своей страной, нужно иметь возможность 24/7 проводить денежные перечисления в любую сторону.
Не должно быть никаких перебоев отправкой/получением средств, что могут обеспечивать необанки. Так же как и оперативное открытие счетов удаленно.
Людям не нужно искать банковские отделения с генераторами в Украине или переживать о передаче документов из-за границы, необанк может провести верификацию и открыть счет на удалении за 10-15 минут. Все механизмы уже отточены.
При этом на своем примере видим, что люди доверяют необанкам не только переводы средств, но и хранение. Люди откликнулись на наши депозитные продукты, и мы смогли нарастить вклады населения более чем двое. sportbank старался мотивировать вкладчиков — подняли проценты по депозитам и снизили комиссии, вышли на хороший результат по приростам.
Конечно же помогла и 100% гарантия на вклады населения и 3 месяца на время действия в Украине военного положения со стороны государства. Однако важность технологичности и гибкости необанкинга тоже не стану преуменьшать.
Украинцы, правда, ценят технологичность и удобство, что, кстати, подтверждается последней статистикой Нацбанка, которая говорит о росте безналичных платежей в нашей стране по итогам III квартала 2022 года: на 8% по количеству транзакций и на 60% по их сумме.
При этом почти 42% расчетов происходило бесконтактно с использованием NFC-гаджетов. А мировые исследования показывают общий рост интереса потребителей к цифровым платежам — в 2021 году их ассортимент вырос на 38%, а 2022-ом — на 53%.
На новые технологии есть широкий отклик со стороны потребителей, которые готовы пользоваться новыми услугами. Причем не только в платежном, но и во всех направлениях.
Например, наш sportbank уделяет большое внимание такому направлению, как кэшбек, который возобновили и развиваем. А также кредитным картам, где людям лишь вначале полномасштабного вторжения сокращали лимиты из-за проблем с возвратностью.
Сейчас их восстанавливаем, делаем новые предложения. Ведем переговоры с торговыми сетями, чтобы люди могли покупать в рассрочку в максимальном числе точек.
Уверен, что спрос на этот вид кредитования будет увеличиваться в нашей стране, равно как и по всему миру. Там это называют BNPL (buy now pay later — покупай сейчас, плати потом), исследователи говорят о емкости данного направления в мире в объеме $100 млрд. Покупки украинцев непременно внесут свой вклад в этот объем.
Украинский необанкинг не отстает от мировых трендов, настроений и технологий. В чем-то можем даже опережать, у нас требовательная аудитория — иначе нельзя.