Продолжение. Подробнее о ветеранских политиках и государстве как одном из столпов таких политик можно прочитать здесь: 1 часть, 2 часть.
Рано или поздно в Украине будет седьмая волна демобилизации (первая с начала полномасштабного вторжения). Преимущественно большая часть тех граждан, которые стали на защиту государства вернется сначала домой, к семье, а затем – в общество.
Для них начнется процесс реадаптации, в котором они будут учиться жить с военным опытом и последствиями военной службы. Ветераны обращаются в управление социальной защиты, к семейным врачам, в центры занятости, ЦПАУ (центры предоставления административных услуг) и так далее.
В этой истории самая большая проблема каждой общины в сфере ветеранских политик — это наличие действующего Закона О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты.
Частично ограничены нормами закона, а также размером своих бюджетов, которые после начала полномасштабного вторжения существенно уменьшились — громады первыми столкнутся с общественным недовольством по поводу отсутствия сервисов для ветеранов. Под сервисами имеется в виду физическое и психическое восстановление, образование, трудоустройство и многое другое.
Тем не менее, громады, имеющие возможности и политическую волю руководства, создают дополнительные местные программы, которые являются чрезвычайно эффективными.
Среди примеров – замечательные программы поддержки ветеранов АТО/ООС городов Львова, Киева, Житомира, Хмельницкого и других населенных пунктов, где часто вместо массового использования средств на льготы речь идет о восстановлении человека, обеспечение его возможностей в переквалификации и адаптации.
Именно на уровне громады государственные и местные ветеранские политики могут быть эффективно реализованными, так как только ОМС знают количество ветеранов, могут оценить их потребности, социальный статус, а также способны быстро реагировать на любые вызовы.
Только громады, исходя из потребностей местного бизнеса и градообразующих предприятий в человеческих ресурсах, могут заблаговременно готовить необходимые образовательные программы переквалификации и трудоустройства.
Кроме этого, органы местного самоуправления уже сейчас готовы к инновациям и внедрению новых инструментов работы с целевыми аудиториями.
Пока мобилизованные жители громад защищают страну, их семьи и близкие также могут получать поддержку. И это исключительно математический расчет. Подготовленная семья будет способствовать быстрой реадаптации и реинтеграции ветеранов, что также напрямую отразится на обществе.
Такие программы уже действуют в ветеранских пространствах Николаева, Сум, Ровно и других городов. Пространства являются коммунальными учреждениями и их команды уже работают с семьями, привлекая их к своим активностям. После возвращения защитников и защитниц эти же семьи приведут своих Героев в уже известные им места за социальными услугами и содействием в адаптации к мирной жизни.
Громады, приведенные выше, это областные центры с серьезными бюджетами на социальную сферу. Однако и малые громады начинают работу в направлении построения своих местных ветеранских политик.
Так, например, Таращанская громада Киевской области, ради 1 тыс. (примерно) мобилизованных жителей на 26 тыс. общего населения уже начала стратегировать на тему возвращения Защитников Украины к гражданской жизни и просвещения их семей.
Представители местной власти, органов социальной защиты, территориального центра комплектования и социальной поддержки, медицинской и образовательной сфер, ветераны и депутаты местного уровня уже собираются в Тараще и обсуждают, планируют дальнейшие действия, что конкретно они могут сделать в своей громаде.
Да, не идеально складывается. Да, есть местный негативный опыт. Но это пример того, что громаде не безразлично. И это круто. Это говорит о том, что громада (или хотя бы инициативная группа) понимает, что у них уже не будет как раньше, до 24 февраля. Они принимают настоящее, готовы принимать ветеранов, готовы адаптироваться для принятия защитников и защитниц в гражданскую жизнь.
Вдумайтесь, 7-8 лет назад украинское общество начинало говорить о реинтеграции ветеранов в громады. Сегодня громад сами хотят адаптироваться под ветеранов. Уважение!
Это пример того, как вы, жители своих общин, можете проявить инициативу, собрать на небольшую стратегическую сессию инициативную группу и вместе подумать как вы будете принимать Защитников и Защитниц, что вам для этого нужно и кто ваши союзники в этой истории.
Собственно, о союзниках — общественных организациях и бизнесе – и будут следующие материалы.
Больше о важных решениях можете посмотреть в трансляции Всеукраинского диалога: громады — ветеранам.