В Украине рынок земли планируют открыть 1 октября 2020 года.
10 октября группа народных депутатов из фракции Слуга народа зарегистрировала в парламенте обновленный законопроект о рынке земли, в который были внесены изменения относительно возможной покупки земли нерезидентами.
Вопрос внедрения рынка земли вызвал бурную реакцию в обществе. Конечно, внедрять рынок стоит, но на то и нужна власть, чтобы реформа была продуманной и сохраняла баланс между экономической целесообразностью и сохранением интересов простых украинцев, — говорит политтехнолог Юрий Подорожний.
Все мы помним непродуманную реформу массовой приватизации конца 90-х годов, когда простые люди получали на руки ваучеры, а результаты реформы оставили у украинцев чувство разочарования и обмана.
Читайте: Сильнейший допинг в экономику — Арахамия о рынке земли
В этом контексте перед украинской властью должна стоять задача реформировать рынок земли так, чтобы страна не получила еще большее ощущение несправедливости относительно простого украинца.
Ключевым в социальном плане должен быть ответ на вопрос: Бросятся ли владельцы продавать свои земельные паи, как только появится легальная возможность, и не возникнет ли спекулятивный рынок?
Такая угроза существует. Анализ земельного рынка говорит о том, что большинство земельных наделов, которыми обладают украинские селяне, сегодня в аренде преимущественно у агрохолдингов или фермеров.
Читайте: Рынок земли в цифрах: к чему приведет снятие моратория на землю
Согласно законопроекту, что касается рынка земли, приоритетным правом покупки, если владелец пая захочет продать земельный участок, является именно арендатор. Таких средств, чтобы выкупить землю у селян, агрохолдинги или фермерские хозяйства не имеют. И договоры аренды с селянами заключались в основном от 10 лет. А потому чтобы продать свой участок, они должны разорвать договор аренды, который для большинства владельцев паев станет юридически сложной процедурой.
К тому же обещание правительства, что земля получит реальную рыночную цену, опять же будет затруднено из-за положения о приоритете покупки земельного участка арендатором. Ведь фактически цену на пай будет диктовать арендатор, который не захочет из-за своего практически монопольного права покупки выставлять адекватные реальной стоимости цены.
В конечном итоге либерализация рынка приведет к нарастанию социального напряжения в обществе, которое власть чувствует еще на стадии обсуждения.
Предохранителем в таких процессах должна стать активность государства. Необходимо формировать государственный земельный банк, который должен быть посредником между покупателем и продавцом на рынке земли. Именно земельный банк должен стать гарантом соблюдения порядка на этом рынке и контроля за рыночными ценами.
В противном случае страна вместо обещанного правительством роста ВВП получит еще одну проблему, которая охватит как экономику, так и ряд других сфер, в том числе и социальную.
Автор: Юрий Подорожний, политтехнолог, эксперт Украинского центра общественного развития.