Скрытая реклама и контент ради хайпа: какие опасности подстерегают ребенка в YouTube

які небезпеки чатують на дитину в YouTube

Фото: Володимир Козачук

Об этике детского контента, вызовах алгоритмов, силе музыки и о том, как создается искренний и одновременно качественный контент, рассказал режиссер и шоураннер самых популярных украинских и мировых детских YouTube-каналов Владимир Козачук.

Его видео набирают миллиарды просмотров, а созданные им образы ежедневно захватывают сердца детей со всего мира. Мы поговорили с Владимиром об этике детского контента, вызовах алгоритмов, силе музыки и о том, как создается искренний и одновременно качественный контент.

Алгоритмы диктуют условия, но именно в этом вызов для профессионала

— Есть ли опасность в том, что дети не выбирают контент сознательно, а потребляют то, что им “подсовывает” лента?

— Да, это одна из главных этических дилемм сегодня. Дети — это аудитория, которая еще не имеет сформированных фильтров критического мышления. Если платформа “навязывает” контент не по критерию качества, а только учитывая удобство алгоритма, это может привести к поверхностному мышлению, эмоциональному перенасыщению или даже зависимости от визуального шума. Поэтому мы несем ответственность за то, что оказывается в детской ленте — даже если ребенок нажал на это случайно.

— Ощущаете ли вы давление со стороны алгоритмов при создании контента?

– Да, безусловно. Алгоритмы диктуют определенную динамику – например, длину видео, темп монтажа, цветовую палитру. Но именно в этом и состоит профессионализм: найти баланс между техническими требованиями платформы и своим режиссерским языком. Если просто идти на поводу у алгоритмов – это ремесло. Если умеешь вложить идею в эту форму – это уже искусство.

Фото: Владимир Козачук

— Какие нравственные принципы для вас ключевые в создании детского видео?

— Безопасность, искренность, уважение к ребенку. Каждое видео я воспринимаю через призму личного: если бы мой ребенок ежедневно смотрел это — что бы он почувствовал, чему бы научился или вырос бы внутренне? И именно поэтому визуальная этика не менее важна, чем содержательная.

— Где проходит граница между “развлекательным” и “вредным” контентом?

— Предел очень четкий: уважаю ли я свою аудиторию? Если контент создан исключительно ради хайпа, с криками, чрезмерной динамикой, он может быть развлекательным, но не будет ценным. Мы стремимся создавать видео, которые не только нравятся детям, но и формируют их вкус, помогают мыслить и чувствовать.

— Что вы думаете о скрытой рекламе в детском контенте?

— Негативно отношусь. Если есть реклама, она должна быть маркирована и прозрачна. Иначе это манипуляция. Дети не различают, что является рекламой, а что сюжетом. Поэтому ответственность полностью лежит на создателе контента.

Музыка, голос, ритм — все работает как режиссура чувств

— Действительно ли спрос на образовательные форматы у YouTube?

– Да, однозначно. Мы замечаем растущий интерес к видео, имеющим смысл. Форматы, где ребенок пробует новое, получает выбор, что-то узнает – они живут дольше. Родители поддерживают такие шоу, потому что они не “выключают” ребенка, а стимулируют его.

— Насколько важен голос в детском контенте?

– Голос – как музыкальный инструмент. Тембр, дикция, эмоция – все это создает атмосферу. Мы серьезно подходим к кастингу на озвучку, потому что именно голос “тянет” ребенка в сюжет. Это не менее важно, чем визуальный стиль.

— Какие цвета и ритмы лучше работают на удержание внимания ребенка?

— Все зависит от возраста. Малыши – это контраст, простые формы, повторения. Дети постарше — любят детализацию, сюжет. Ритм – это чередование: действие, пауза, сюрприз. Главное – не перегружать. Детский мозг нуждается в пространстве для воображения.

— Какую роль играет музыка?

– Музыка – как “дыхание” сцены. Она подсказывает зрителю: сейчас смешно, сейчас ожидай чудес, сейчас сосредоточься. Мы часто пишем оригинальные треки специально под сюжет. Это придает уникальности и глубины.

Фото: Владимир Козачук

Успех – это не вирусность. Это искренность и желание творить

— Можно ли создать успешный YouTube канал с любым ребенком?

– Нет. Это возможно не с любым ребенком, а с тем, кто действительно этого хочет и получает удовольствие от творческого процесса. Здесь важны не внешность или харизма, а искренность, интерес, поддержка родителей, и очень важно взрослый, который понимает, как работает контент. Если заставлять ребенка – это путь не к звезде, а к выгоранию. А когда ребенок счастлив на съемочной площадке, это видно сразу.

— У вас больше тысячи видео. Какие темы вам интересны?

— Больше всего люблю, когда дети играют во взрослых — спасают мир, берут ответственность, делают добрые дела. Это всегда искренне, трогательно и очень сильно. Еще мне нравится, когда дети становятся соавторами: мы часто спрашиваем их, что они хотят снять, и получаем идеи, которые сами бы не придумали. Это делает контент живым и подлинным.

— Как YouTube реагирует на смену актеров в видео?

– Алгоритмам все равно. А вот аудитория, особенно детская, привязывается к лицам. Ребенок воспринимает знакомого актера как “друга”. Поэтому лучше, когда актеры остаются, а сюжеты меняются. Если же вводим новых героев, делаем это мягко, постепенно.

— Нужен ли красивый двор с пальмами, большой бассейн и огромный выбор игрушек для съемок?

— На самом деле нет. Все эти вещи, конечно, делают картинку интересной и вкусной, но очень часто маленьким зрителям больше нравится реквизит, изготовленный своими руками из простых, доступных материалов.

Им нравится рассматривать то, что и они смогут создать у себя дома. Главное – идея, эмоция, искренность. Мы снимали и в обычных дворах, и в простых комнатах — и эти ролики залетали, потому что были настоящими. Зритель это ощущает. Успех не в глянце, а в душе видео.

Читайте также
Детям до 16: YouTube обновляет правила стриминга для несовершеннолетних

Фото: Владимир Козачук

Малиновская Ангелина редактор ленты
Категории: Стиль жизни
Рубрики: YouTubeрежисер