Лидеры Сербии и Словакии поедут в Москву на 9 мая. Это вряд ли удивит кого-то, учитывая их последовательные пророссийские позиции. Неожиданностью скорее выглядит молчание премьера Венгрии — ведь именно его визит стал бы финальным фрагментом пазла к картинке, которую Путин стремится создать для своего парада.
Присутствие на Красной площади — это очередной сигнал. И он указывает на более глубокие процессы, которые могут иметь куда более тревожные последствия. В частности, создать предпосылки для новой войны прямо в центре Европы.
Речь идет о соглашении, которое первого апреля подписали министры обороны Сербии и Венгрии. Обе страны в последнее время демонстрируют все более откровенную лояльность к Москве. Документ предусматривает усиление военного сотрудничества в 2025 году.
По словам сербского президента, это должно способствовать формированию “военного союза” между двумя государствами.
Интересно, что на церемонии подписания присутствовал Александр Вучич, а Виктор Орбан — нет. Это может свидетельствовать о том, что для Сербии процесс важнее, чем для Венгрии, обращает внимание генеральный менеджер аналитической компании Euro Creative Ромен Ле Киниу.
По условиям соглашения, в 2025 году Министерства обороны Сербии и Венгрии планируют провести 79 совместных мероприятий, в частности военные маневры. Это — рекордное количество за последние годы. Для сравнения: в 2023 году их было 48.
Что все это значит? И какие последствия может иметь такое сотрудничество для Балкан — и для Украины?
Причины объединения
Позицию Белграда простыми словами можно описать так: вокруг — враги. В этом контексте потенциальный союз с Будапештом воспринимается как ответ на недавнее соглашение между Хорватией, Албанией и Косово. Все три государства, особенно Косово, Сербия считает враждебными к себе.
— Мы можем сказать, что произошел обмен дипломатическими пощечинами. Между Косово, Албанией и Хорватией с одной стороны, объявившие о том, что они начинают военно-техническое сотрудничество, и Сербии и Венгрии с другой стороны, которые тоже заявили о создании альянса в перспективе, — объяснил эксперт Совета внешней политики Украинская призма Сергей Герасимчук.
Сербия не признает Косово отдельным государством и до сих пор настаивает на том, что Косово является частью Сербии. Ничего не напоминает?
Более того, Сербия не считает себя равной и с другими своими соседями — Боснией и Герцеговиной и Албанией. Она стремится над ними доминировать, и военный альянс — это один из вариантов продемонстрировать силу, считает исследовательница Косовского центра исследований безопасности Аделина Хасани.
Но если Хорватия и Албания уже являются членами НАТО, то зачем им еще один союз?
— США сейчас отступают от Европы, стратегически и политически. Мы знаем, что они будут значительно меньше вовлечены в Балканы. Безопасность на Балканах снова ставится под сомнение, поскольку геополитика в Европе становится все сложнее. Страны пытаются увидеть, какая будет перспектива, — считает генеральный менеджер компании Euro Creative Ромен Ле Киниу.
Присутствие США на Балканах особенно ощущалось в Косово, поскольку напряженность между Косово и Сербией — точка наибольшего напряжения в регионе.
В сентябре 2023 года вблизи села Банска на севере Косово произошло вооруженное столкновение между сербскими “зелеными человечками” и косовской полицией. Один правоохранитель погиб. Стрельба переросла в контртеррористическую операцию. Правительство в Приштине до сих пор готовится к возможным еще большим провокациям.
Очевидно, что союз с Хорватией и Албанией призван помочь Косово создать армию по стандартам НАТО. Поэтому в Приштине ищут естественных союзников в регионе на случай, если Сербия начнет войну.
— Албания и Хорватия являются членами НАТО, а Хорватия является частью Европейского Союза. Но Косово явно имеет мотивацию и делает все, чтобы стать частью НАТО. И это очень важно для безопасности всех Западных Балкан, — отмечает исследовательница Косовского центра исследований безопасности Аделина Хасани.
Зато Сербия считает, что хорватская армия готовится разместиться в Косово — то есть на ее территории. Эта риторика похожа на ту, которую Путин использует, говоря о европейских миротворцах в Украине: мол, это уже автоматическое втягивание в войну.
Кроме этого, есть еще несколько причин, почему Сербия хочет военного союза с Венгрией. Первая — это совместное противостояние так называемому диктату Брюсселя.
— Противостояние “диктатуре Брюсселя” — это один из тех лозунгов, с которыми на выборы пойдет Орбан. Выборы у него запланированы в следующем году. Хотя никто не исключает, что даже в этом году будут досрочные. Очевидно, что именно с этими лозунгами на выборы шел словацкий премьер Фицо, — отметил Сергей Герасимчук.
Вторая причина — военная. Сербия до сих пор имеет на вооружении немало советской военной техники, в частности самолеты МиГ-29. Запчасти к ним найти сложно — здесь Будапешт может помочь. Кроме того, Венгрия как член НАТО потенциально может присоединиться к обучению и модернизации сербских вооруженных сил.
— Третья причина — внешнеполитическая. Венгрия и Сербия — близкие партнеры КНР. Во время недавнего визита в Европу Си Цзиньпинь посетил не только Францию, но и именно эти две страны, и Поднебесная вкладывает туда много денег. Но Китаю, как большой экономической силе, не слишком интересно работать с отдельными мелкими государствами Балкан или Центрально-Восточной Европы. Поэтому не исключено, что созданием такого союза эти страны пытаются сформировать более приемлемое и привлекательное предложение для Китая, — считает Сергей Герасименко.
Наконец эксперты выделяют еще и четвертую причину. В военно-политическом плане сейчас можно говорить о поддержке режима Вучича, который сильно зашатался после недавних протестов.
— Многие люди протестуют против пути Сербии в ЕС, но и против Александра Вучича. И я считаю, что это очень важно для него, чтобы послать сообщение. Он пытается подпитать этот нарратив протестующих, чтобы склонить их на свою сторону и сказать, что мы не только обещаем путь в Европу, но и очень тесно сотрудничаем с Россией, — считает исследовательница Косовского центра исследований безопасности Аделина Хасани.
Подобные протесты происходят и в Братиславе. В то же время из Словакии звучат заявления о потенциальном союзе с Сербией и Венгрией. Хотя эксперты пока относятся к этому скептически.
— Я не верю в то, что этот альянс будет расширяться за счет Словакии, потому что не надо недооценивать влиятельность Европейского Союза. Орбан демонстрирует, что он может сказать свое категорическое “нет” Брюсселю. Но вплоть до того момента, пока немецкий канцлер не попросит его выйти из комнаты. У Словакии ситуация в этом плане еще сложнее, потому что словацкая экономика сейчас находится в очень сложном положении.Словакия при этом является не только членом Евросоюза, но и членом Еврозоны. Поэтому у Брюсселя больше рычагов давления, — отметил Герасимчук.
Рука Москвы?
Военно-политическое сближение Сербии и Венгрии вполне вписывается в общую стратегию Кремля, направленную на фрагментацию Европы. Чем больше мелких альянсов, чем больше разобщенность между странами — тем выгоднее это России.
— Я не видела доказательств того, что Россия принимала прямое участие в этом. Но все это идеально играет по российским правилам. Одна из целей России, особенно в Европе, заключается в том, чтобы разделить Европу и создать эти двусторонние отношения. Сильная и объединенная Европа может дать ответ на российскую агрессию. Разъединенной это дастся гораздо сложнее, — объяснила Аделина Хасани.
Для Путина Балканы — это уязвимое место Европы. И одновременно — возможность замедлить или даже сорвать процесс евроинтеграции стран региона, что автоматически ослабляет позиции ЕС.
— Очень полезным для Москвы является то, что они доказывают, что на Балканах снова появилась напряженность. Европейцам следует лучше наблюдать за тем, что там будет происходить, потому что это легко дестабилизировать. Таким образом, мы можем иметь быстрое и катастрофическое ухудшение ситуации с безопасностью на Балканах, которое будет проблематичным для Европейского Союза. На этом россияне и сыграют, — отметил генеральный менеджер компании Euro Creative Ромен Ле Киниу.
Но что это будет означать для Украины? Ведь хотя Сербия расположена далеко от нас, но Венгрия и Словакия — наши соседи на западе. И если вдруг загорится на Балканах, то не запустит ли это еще один дестабилизационный механизм там, где мы совсем не ожидаем?
— Я не стал бы поднимать предательство или угрозы со стороны этого альянса, потому что он все-таки в большей степени ориентирован на Косово и на Балканы, чем на Украину. Я не допускаю возможности высадки сербско-венгерского десанта на Закарпатье. Но ситуация сейчас в мире очень динамичная. Очень многое будет зависеть от дальнейших отношений между США и Европейским Союзом, между США и Россией, — считает Сергей Герасимчук.
Поэтому сейчас военное сотрудничество между Сербией и Венгрией скорее напоминает политическую игру, чем реальное оборонное сотрудничество с перспективами вооруженной агрессии против соседей.
И игра эта направлена как на внешних союзников типа Китая и России, так и на внутреннюю аудиторию. Но пока в Кремле не решат добавить хвороста в огонь — это остается именно игрой.