В Украине больше 1,5 млн переселенцев. История каждого из них сложная. Они были вынуждены покинуть родной дом из-за российской агрессии на Востоке нашей страны. Надеясь на защиту, они бежали вглубь территории Украины. Но и здесь проблемы не покидают их — ежедневная борьба за соцвыплаты, льготы и пенсии.
Ольга Политова не только переселенец, но и бывшая пленная. Она рассказала свою историю журналистке Фактов ICTV Ольге Чайко. Два года женщина провела за решеткой так называемой ДНР. Боевики схватили ее на блокпосту в ноябре 2015 года.
Она жила в Донецке, а работала в прифронтовой больнице в селе Очеретино Ясиноватского района. Женщина помогала украинским военным, привозя из оккупированного Донецка снимки техники и мест дислокации боевиков.
В плену пришлось тяжело — она со слезами вспоминает то время.
— Мы все для них террористы и преступники. Они так унижают и применяют физическую силу, что человек на все согласен, чтобы остаться в живых. Меня били электрическим током, раздевали до белья, клали на металлический стол, обкладывали мешками с сырым песком так, что дышать нечем было.
Женщину долго не включали в списки обмена. Здесь ее ждала дочь, которая, узнав об аресте матери, сразу обратилась к волонтерам. Она собрала документы и передала их в ЕСПЧ. Только после этого про обмен Ольги Политовой заговорили.
Но боевики до последнего ей об этом не говорили. Новость о том, что она возвращается домой, узнала от адвоката.
Когда Ольга пересекла “границу” “ДНР”, она не подозревала, что вот-вот на ее плечи свалятся новые испытания. В Очеретино женщине выделили квартиру, но жить в ней было невозможно:
— Это был пятый этаж, весь потолок от дождя был в пятнах, не было даже света.
Сдавать жилье никто в поселке не хотел, поэтому пришлось некоторое время жить в комнате амбулатории, где и работала женщина.
— Мне сдавать не хотели. Начали сплетни распускать, что я с военными, поэтому заберу их квартиру.
Оформить пенсию, как пройти квест
Устав от ежедневной борьбы, Ольга Политова переехала в Киев, где проживает в квартире подруги. Здесь нужно было оформить пенсию, а это еще тот квест. Женщина рассказывает, люди по два-три месяца не получают деньги, пока оформляют документы.
— Получаешь справку внутренне перемещенного лица, с ней становишься на учет в Пенсионный фонд. Еще придут и проверят, действительно ли проживаешь по адресу, на который оформлена справка переселенца. А уже потом начинаешь получать пенсию.
Ей повезло больше — справилась за месяц.
— Всем мешает решать вопросы для переселенцев донецкая прописка. Это преграда. В августе получила одну пенсию, а за июль нет. Пошла узнавать. Причина — я переселенец. Но никто не обратил внимания, что я была перемещена в пределах Украины.
Справка ВПЛ — миссия невыполнима
Валерия Вершинина, менеджер программы Советник благотворительного фонда Stabilization Support Services, рассказывает — главная проблема пенсионеров-переселенцев в том, что они не имеют никаких гарантий того, что будут системно получать пенсии. Главный документ, который должен иметь пенсионер — справка внутренне перемещенного лица.
— То есть даже если человек приобрел жилье и зарегистрировался в нем, он обязан получать справку ВПЛ. Даже если человек последние восемь лет работал в Киеве, но был зарегистрирован в Донецке, не потерял ни одной бумажки, а только сейчас выходит на пенсию, у него требуют справку ВПЛ или справку, что он не имеет на нее права, — рассказывает эксперт.
Она приводит пример — сегодня среди участников АТО немало внутренне перемещенных лиц. Некоторые из них работали на шахте или в полиции, так что имеют право на льготный стаж и пенсию, но получить ее не могут.
— Чтобы ее получить, им нужна справка ВПЛ, которую могут взять лишь по месту жительства. В каком окопе должен зарегистрироваться участник АТО-ВПЛ, чтобы получить справку? По месту жительства его семьи ему справку не дадут, по месту службы он также не может ее получить, — жалуется Вершинина.
Суд как единственный выход
В программу Советник ежедневно обращаются сотни людей. Некоторые из них — по вопросам пенсии. Валерия рассказывает, раньше людям было сложно поверить, что государство лишает их пенсий, поэтому звонили и просили помочь написать жалобу или сходить в Пенсионный фонд. Сейчас они понимают, что это системная государственная политика.
— Мне бывает очень сложно, когда звонят и говорят — Я не доживу до решения суда. Что мне сделать, чтобы после моей смерти пенсию получили дети. Очень много звонков, когда говорят — Мы знаем, что не можем получить пенсию. Скажите, какие организации предоставляют бесплатную еду.
На переоформление документов на пенсию уходит два-три месяца, а все это время пенсионеры вынуждены сидеть без денег. Более того, им средства за этот срок не компенсируют.
— Они не понимают, как им оставаться здесь жить, снимать жилье. Сейчас они возьмут в долг, заплатят за месяц-два. А из чего его потом возвращать? Поэтому эти люди возвращаются на оккупированные территории.
Но есть выход — идти в суд. Валерия Вершинина отмечает, около 80% граждан их выигрывают. Но процесс может затянуться. Сначала истец выиграет суд первой инстанции, потом Пенсионный фонд подает апелляцию, проигрывает ее, и только после этого решение вступает в законную силу.
— Но из 400 дел, которые выиграли в прошлом году, лишь около 100 были выполнены. Дела выигрываются, скопом ложатся в исполнительной службе, а Пенсионным фондом не выполняются, — отмечает эксперт.
Но недавно уже был прецедент, когда руководство Пенсионного фонда было оштрафовано за невыполнение решения суда.
Больше смотрите в видеоинтервью:
Напомним, Факты ICTV записали интервью с украинским партизаном с Донбасса Владимиром Жемчуговым. Он рассказал, как передавал разведданные через OLX и покупал оружие за 300 грн.
Лилия Ященко